Меню

Носов юмористические рассказы для детей

p17 knopka1 knopka4

1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса – ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», – писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов – удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова – это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто – живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство – основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится – только успели убежать и порадоваться, что он не догнал – а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже – на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя – мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

– Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

– Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.

– Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают – утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

– А вода где? – спрашиваю.

– Вода. там, в колодце.

– Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

– И ведро, – говорит, – в колодце.

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! – говорит Мишка. – У нас же пескари есть!

– Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

– Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро – раз, и готово.

– Ну давай, – говорю, – если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

– В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение – кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

– Сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Герои произведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»).

Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.

3.Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.

42 рассказа

Приключения Незнайки и его друзей

Незнайка Приключения Незнайки и его друзей происходят, потому что главный герой постоянно попадает в курьезные ситуации. Он самоуверен, глуповат, однако очарователен. У деятельного коротышки множество сумасшедших идей. В одночасье он пытается стать то музыкантом, то художником, то поэтом, то шофером. После постройки воздушного шара образцовым малышом…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 172 мин.)

Незнайка на Луне

профессор Звездочкин Незнайка на Луне ведет себя так же, как на родной планете. Знайка организовал экспедицию на ракете, чтобы найти лунных коротышек. Но в путешествие случайно отправились только Незнайка и Пончик. Провалившись «в Луну», главный герой из-за незнания местных порядков попадает в камеру. После освобождения он пытается продать семена гигантских земных…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 583 мин.)

Незнайка в Солнечном городе

Незнайка в Солнечном городе Незнайка в Солнечном городе оказался благодаря волшебной палочке. Коротышка превратил Листика в осла. Желая исправиться, он по ошибке создал малышей из ослов. Эти «ветрогоны» перевернули город вверх дном. Коротышка-волшебник разрушил милицейское отделение. Из-за него сильно пострадал милиционер Свистулькин. Беглый преступник с друзьями…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 323 мин.)

Витя Малеев в школе и дома

Витя Малеев в школе и дома Витя Малеев в школе и дома ведет себя как обычный мальчишка. Он совершает и хорошие, и плохие поступки, не всегда осознает, что оступился. С ним и его новым школьным товарищем, Костей Шишкиным, происходит множество занимательных происшествий. Ребята пытаются справиться с нелюбимыми школьными предметами, им постоянно приходится бороться с ленью…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 202 мин.)

Бобик в гостях у Барбоса

Бобик в гостях у Барбоса Бобик в гостях у Барбоса оказался потому, что дедушка ушел на работу, а пес заскучал, сторожа квартиру. Приятель влез через окно. Он восхищался жилищными условиями Барбоски, удивлялся чудным предметам: часам с маятником, гребешку для волос, зеркалу, телевизору. Мохнатые друзья танцевали, объедались киселем с пирогом. Барбос хвастался, заврался…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 6 мин.)

Автомобиль

Автомобиль носов Мишка с Колей зацепились за автомобиль, чтобы покататься. Глупые мальчишки почти свалились с бампера на мостовую под колеса машин. Прохожие и милиционер запаниковали, но ничего не могли поделать. Когда автомобиль остановился, собралась толпа. Милиционер и прохожие стали ругать недоумевающего водителя, а шалуны сбежали домой. Мишка ободрал колени…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 3 мин.)

Живая шляпа

Живая шляпа читать Живая шляпа получается, если под нее попадает котенок. Но Вовка и Вадик не знали об этом. Они мирно раскрашивали картинки, когда с комода упала шляпа и стала сама по себе перемещаться по полу. Ребята перепугались, вскочили на диван, потом спрятались на кухне. Герои вооружились кочергой и лыжной палкой, потом стали расстреливать опасный предмет…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 3 мин.)

Бенгальские огни

Бенгальские огни Бенгальские огни можно сделать самим с помощью книги «Занимательная химия». Мишка с Колькой и так активно готовились к Новому году — изготовили много елочных украшений. Мальчишки решили еще и об иллюминации позаботиться. Пробовали снова и снова, но огни только шипели, быстро сгорали. Пора было ехать за елкой на дачу в Горелкино. Там друзья…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 15 мин.)

Сборник рассказов о незнайке

НезнайкаПриключения Незнайки и его друзей Глава первая. КОРОТЫШКИ ИЗ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 1 мин.)

Дружок

Дружок Дружок – мечта любого мальчишки, очаровательный щенок. Мишка с Колькой отдыхали летом на даче и помогли тете Наташе раздать щенков Дианки. Себе оставили только рыжего с черным ухом. Домой повезли его в чемодане. Щенок в поезде начал скрестись, скулить, пищать, выть. Мальчики испугались, что их выгонят с животным, стали громко читать стихи и петь…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 17 мин.)

Заплатка

Заплатка читать На зеленых штанах Бобки, которыми он неимоверно гордился, появилась заплатка. Он порвал их о гвоздь, перелезая через забор. Ребята во дворе стали смеяться над горе-солдатом в штанах защитного цвета, который не умеет чинить одежду. Пришлось Бобке вооружиться ниткой, иголкой, тканью. В первый раз мальчик исколол пальцы, измучился, разозлился –…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 2 мин.)

Мишкина каша

Мишкина каша рассказ Носов Мишкина каша получилась невкусной и даже пригорела. Друзьям пришлось самим готовить ужин, потому что мама уехала в город, они остались на даче одни. Запасы хлеба и варенья они съели вместо завтрака и обеда. К вечеру жутко проголодались. Насыпали полную кастрюлю крупы, долили воды. Варево разбухло, стало вываливаться на плиту. Тут и вода кончилась…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 9 мин.)

Затейники

Затейники носов Петя с Валей – затейники. Ребята соорудили под столом домик, как у поросенка из сказки. Там было очень темно. Валя случайно схватила друга за ногу, тот запаниковал, потому что подумал о Сером Волке. Дети бросились из комнаты, захлопнули дверь. Пока ждали нападения волка, Валя призналась, что это она коснулась ноги, а сразу сказать не успела –…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 2 мин.)

Замазка

Замазка рассказ Носов Костя и Шурик отковыряли от окон замазку. Слепить из нее зверей не получилось. Друзья пошли в кино, где Костя положил замазку на соседнее сиденье. Туда сел незнакомец. Когда мальчик рассказал гражданину об этом, тот рассвирепел. Сиденье отчистили. В темноте Костик стал есть злополучную замазку вместо пряника. Потом ребята до конца фильма ползали…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 3 мин.)

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос Жители Цветочного города удивились тому, как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. Для пробы сонные механики пропылесосили ковер, засосав трубой чулки Растеряйки, брюки Ворчуна, часы Пилюлькина, краски Тюбика. Потом чистили пиджак Торопыжки, штанишки Пончика и курточку Знайки. После чистки обшивка дивана лишилась гвоздей, начинка и пружины тоже…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 3 мин.)

Фантазёры

Мишутка и Стасик сидели в сад Фантазеры Мишутка и Стасик соревнуются, кто сочинит интереснее небылицу, лучше соврет. К ним подходит Игорь, начинает насмехаться. Он говорит, что ребята врут попусту, он так не умеет. Например, вчера он обманул маму, чтобы наказали его сестру Иру. Сам злодей не только тайком съел полбанки варенья, но еще и получил его в награду за «хорошее»…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 5 мин.)

Телефон

Телефон Носов рассказ Мишка с соседом накопили денег и купили игрушечный телефон. Мальчишки пели, кричали, рычали, мычали, шептали по телефону. Мишка разобрал свой аппарат, но не смог правильно собрать – собеседника стало неслышно. Тогда он сломал и игрушку Коли. Теперь телефон мог только звонить. Мальчики стали обмениваться телеграфными сообщениями. Вскоре Мишка…

в стихах про животных сказки с картинками

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 9 мин.)

Леденец

Леденец Носов рассказ Мама пообещала Мише большой красный леденец за примерное поведение и ушла. Он остался дома один. Вскоре мальчик достал из буфета сахарницу, нашел в ней заветный леденец, не удержался и съел его. Миша рассудил так: «Все равно мне мама отдаст». Он нечаянно разбил сахарницу. Чтобы было незаметно, он прислонил обе половинки, накрыл крышкой. Мама…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 2 мин.)

И я помогаю

И я помогаю Носов Вот и я помогаю взрослым. Эти слова давно мечтала сказать пятилетняя Ниночка. Однажды она показала пионерам Валерику и Андрюхе, где на пустыре лежит большая куча металлолома, да еще и помогла дотащить до школы толстую трубу, не поместившуюся на носилки. В это время ее бабушка начала искать девочку вместе с ватагой местных ребят, даже обратилась в…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 13 мин.)

Огурцы

Огурцы рассказ носов Павлик с Котькой возвращались с рыбалки и наворовали огурцов в колхозном огороде. Котька гордился своим поступком, хотел порадовать маму, но она рассердилась, велела вернуть добычу на грядку. Мама объяснила, что из-за его проступка накажут невинного дедушку-сторожа. Котька поплелся обратно к реке весь в слезах. Ему было горько и страшно. Когда из…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 4 мин.)

На горке

На горке рассказ Носов На горке, которую ребята построили сами, было бы очень весело. Но ленивый Котька Чижов не только, не помог, но и не дал горке замерзнуть. Пока дети обедали, он полез кататься на ней в коньках. Чтобы не скользить, засыпал все песком, испортил работу. Ребята вернулись, отругали его, заставили взять лопату и починить горку. Котьке так понравилось…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 2 мин.)

Карасик

Карасик Носов рассказ В аквариуме у Виталика плавал серебристый карасик. Однажды мальчик решил обменять рыбку на настоящий милицейский свисток, ведь тот так звонко, переливчато свистит. Он знал, что мама не разрешит сделать это, но не удержался. В пропаже карася обвинили котенка Мурзика. Виталику стало стыдно, он не пустил питомца домой, чтобы тому не попало. Котенок…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 8 мин.)

Милиционер

Милиционер рассказ Носов Милиционеров Алик боялся больше всего, потому что ими ему постоянно грозили дома. Однажды он заблудился, расплакался. Собралась толпа. Милиционер попытался узнать у малыша хотя бы фамилию, но тот так перепугался, что сказал ее, только когда страшный блюститель порядка спрятался за ворота. Домой «заблуженного» Кузнецова Александра Ивановича отвела…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 2 мин.)

Когда мы смеемся

Когда мы смеемся носов рассказ Автор советует задуматься над теми случаями, когда мы смеемся. Что именно вызывает смех? Он считает, что это проявления самолюбия, грубости, агрессивности, неуживчивости, жадности, зависти, гордости, рассеянности, трусости. Они есть и у людей, и у животных. Зимой автор бросал воробьям кусочки хлеба в форточку и наблюдал за птицами. У пичуг разные…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 6 мин.)

Клякса

Клякса рассказ Носова У Феди Рыбкина на лбу появилась чернильная клякса. Он вырывал из рук Гриши Копейкина флакончик с тушью и обрызгался. Умываться шутник не стал, потому что ему очень нравилось смешить своим видом одноклассников. Он специально измазал и нос, чтобы отвлечь всех от урока. Учительница Зинаида Ивановна все заметила и сказала Феде, что эти чернила…

Автор: Носов Н. Н.

(Время чтения: 4 мин.)

При всем многообразии литературы для детей, по-настоящему интересными для малышей остаются произведения авторов, знакомых родителям с их школьных лет. Среди них – истории Николая Носова, популярного в советские времена писателя и драматурга, которому удавалось сочетать в своих творениях:

  • увлекательный сюжет;
  • простой и понятный стиль повествования;
  • поучительную составляющую;
  • юмористические сценки;
  • реалистичность;
  • понимание детской психологии.

Изначально автор придумывал сюжеты, чтобы развлечь собственного сына, но постепенно начал получать истинное удовольствие от написания детской литературы, и прославился именно как создатель рассказов для юных читателей. Шанс приобщиться к его наследию дает наш специализированный сайт, где есть произведения для малышей на любой вкус.

Читайте рассказы Николая Носова онлайн

Создание домашней библиотеки с детскими сказками – нелегкое дело, ведь книги сейчас дорогие, к тому же, найти произведения авторов прошлых времён затруднительно, по крайней мере, в хорошем состоянии. Прибавьте к этому дефицит пространства в большинстве квартир и домов, и поймете, почему лучшим решением станет чтение рассказов в онлайн режиме. Электронные истории с картинками такие же захватывающие, как обычные, но открывать их можно с телефона, компьютера либо планшета, в том числе, чтобы радовать ребенка во время длинных путешествий, на отдыхе, когда ждете приема врача или просто едете в транспорте домой.

Бесплатные сказки для вашего ребенка

Маленькие читатели с радостью будут слушать очередную историю Н. Носова перед сном или в дневное время, так что родителям однозначно нужно заранее подумать, где найти полные тексты. Есть ресурсы, где контент платный, но наш сайт позволяет наслаждаться чтением книг известного писателя, не тратя ни одной лишней копейки. Виртуальная библиотека с произведениями, знакомыми с детства, в вашем распоряжении каждый день в любое время – остается лишь просмотреть содержанием и найти рассказ на сегодня. Список огромный, к тому же, у многих малышей есть любимые истории, которые хочется слушать снова и снова, поэтому с поиском книги на вечер проблем не возникнет!

Популярные рассказы Носова:

  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Мишкина каша
  • Фантазеры
  • Огурцы
  • Живая шляпа
  • Заплатка

Н.Н. Носов (1908—1976) начинал писать в конце 30-х го­дов, но настоящее признание получил после Великой Отечествен­ной войны. До 1951 г. Н. Носов занимался режиссерской работой, связан­ной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны — военно-технических.

Долгое содружество режиссера Н. Носова с детьми наложило отпечаток на его творчество. Уже первые произведения писателя, появившиеся незадолго до войны, были адресованы детям. Пер­вый рассказ — «Затейники» — был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка».

В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук» (1945), «Ступеньки» (1946), «Веселые рассказы» (1947) и повести: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) «Витя Малеев в школе и дома» (1952) и др. Книги писателя получили широкое распространение в нашей странен за рубежом; когда в 1957 г. были опубликованы сведения о произведениях, наиболее часто переводившихся на иностранные языки, оказалось, что имя Н. Н. Носова занимает одно из первых мест.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного воз­раста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданны­ми комическими ситуациями, положили начало творческой дея­тельности Н. Носова. Герои их — фантазеры, непоседливые и не­уемные выдумщики, которым часто достается за их затеи.

Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Теле­фон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персо­наж — Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». В то же время каждый из рассказов самобытен.

Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, ко­торый не может противиться задорному упорству своего товари­ща. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «на­сыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки» («Мишкина каша»).

Весь сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля, оставшись одни на даче, варили кашу, насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряже­нии. Мишка — фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах» ,— писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в пси­хологию ребенка. Его произведения отражают основные особен­ности детского восприятия. Совсем не обязательными оказывают­ся развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконич­ный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают авто­ру обрисовать характеры ребят. В рассказе «Огородники», напри­мер, два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь ко­пали, как им казалось, свой участок огорода. Утром, когда все ребя­та из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваясь над товарищами. Вдруг они об­наружили, что один участок остался без хозяев, как оказалось, это и был их участок.

Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уро­ках» («Клякса»), и о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им по­нять взаимоотношения между людьми.

Герои произведений Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились, строили снежную горку» («На горке»), то решили сделать каток, «рьяно взялись за дело» («Наш каток»). Глубокое понимание запросов читателя-ребенка отмечает по­весть Н. Носова «Веселая семейка», написанную в 1949 г., издавав­шуюся для дошкольников и младших школьников.

Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о до­верии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывает­ся в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлека­тельнее для юных читателей. Юмористическое начало никогда не бывает чужеродным у писателя, оно пронизывает всю ткань про­изведения.

Н. Носов успешно разрабатывал различные прозаические жан­ры. Неизменной любовью ребят — дошкольников и младших школьников — пользуются его сказки: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию.

Первая часть — «Приключения Незнайки и его друзей» — напечатана в 1954 г.

Сюжет ее основан на фантастических приключениях коро­тышек, живущих в Цветочном городе. «Приключения Незнайки» по жанру роман-сказка. Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, соз­дать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в «Приключениях Незнайки» постоянно развивается на грани со­бытий реальных и фантастических.

Автор поясняет, что коротышками его героев называют пото­му, что они очень маленькие — это еще не выходит за пределы ре­ального, но следующая же фраза уточняет, что каждый был ростом с небольшой огурец. Так на реальность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка возникают образы сказочных мальчиков и девочек, которые были настолько малы, что грибы и орехи распиливали пилой на части и перетаскивали домой по кусочкам.

Характеры коротышек четко индивидуализированы: это «са­мый известный малыш» Незнайка, «самый главный малыш-коро­тыш» Знайка, охотник Пулька, художник Тюбик, доктор Пилюлькин. Сахарин Сахаринович Сиропчик и др. Незнайка, главный герой,— хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает «для рифмы», что «Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный»; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнай­ка — фантазер, чем-то напоминающий Мишку Козлова из цикла рассказов Носова «Мы с Мишкой». Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольни­кам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. «За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присут­ствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с под­линными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, това­рищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, который стремится преподать автор, безусловно, дойдет до детво­ры»,— писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.

В 1958 г. была закончена вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе». Носов нашел здесь новые повороты сюжета. Вернувшись после путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, тростниковый водопровод и мост через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать учиться, но вскоре ему все надоедает.

Дидактический материал органически сочетается в этой сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает беско­рыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чу­десный Солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими ситуациями, в которых оказываются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестрень­кий.

Заключительная часть трилогии — «Незнайка на Луне» — вы­шла отдельным изданием в 1965 г. В центре ее — события, которые произойти через два с половиной года после возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился облик Цве­точного города. Коротышки ввели у себя многое из того, чем был знаменит Солнечный город. Построены новые дома, в том числе два вертящихся здания; на улицах появились спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски. Знайка придумал ракету, в которой коротышки собираются полететь на Луну.

Познавательное и научно-фантастическое в этой части трило­гии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гадкинза разо­блачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке понять мно­гое. Он оценил могущество дружбы и взаимопомощи, пережив с бедными коротышками-лунатиками метаморфозы на Дурацком острове. Он познал новое, неведомое, «огромное-преогромное» чувство любви к родной земле.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской лите­ратуре. Очень важными особенностями его юмористического та­ланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме ре­шать важные морально-этические проблемы.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector