Меню

Образцов дружок план рассказа

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

Урок по обществознанию: «Массовая культура».

10 класс. Раздел «Общество как мир культуры».

Тема урока: «Массовая культура»

Форма проведения урока: урок с элементами школьной лекции.

Цель: при работе с понятием «массовая культура» показать обучающимся изменения, происшедшие с человеком в ХХ веке, которые привели к снижению уровня культуры и её восприятия как результата утраты индивидуального в человеке.

Задачи:

Личностные – продолжить работу по формированию навыка понимания произведений искусства и определения ценности гениальных образцов искусства от «проходных», массовых;

Метапредметные – расширить предметные знания обучающихся о ментальных установках человека ХХ века как основы для понимания исторических событий этого времени и подготовить основу для изучения темы «Политические режимы» следующего раздела «Политика»;

Предметные – познакомиться с произведениями массовой культуры и научиться различать гениальные произведения и массовой культуры.

План урока:

  1. Формулировка проблемы.

  2. Решение проблемы.

  • Понятие «масса» в философии.

  • Знакомство с методом, рожденным в культуре ХХ века, для изображения перехода к массовой культуре.

  • Содержание массовой культуры.

  1. Подведение итогов. Рефлексия учениками своего продвижения на уроке.

Оборудование:

Учебник «Обществознание». 10 класс. Л.Н. Боголюбов. § 16.

Презентация (14 слайдов)

Домашнее задание:

§ 16. Подготовить примеры произведений массовой культуры.

План урока

I этап: Формулировка проблемы.

Вопросы и задания.

  1. Как вы понимаете, какая культура называется «массовой»?

  2. Назовите примеры массовой культурой.

  3. Рассмотрим несколько произведений искусства.

Определите, какие произведения являются культурой, а какие слабые работы, «проходные», какие войдут в историю культуры и останутся в веках, а какое искусство относится к массовому.

— примеры живописи:

Слайды 2-3.

примеры из рок-музыки: музыкальные произведения по произведению Дж. Оруэлла «1984» Рика Уэйкмана и «Eurythmics».

II этап: Решение проблемы.

Для решения проблемы давайте проделаем следующую работу:

  • Разберем понятие «масса». Посмотрим в философии ответ на этот вопрос.

При изучении раздела «Общество как мир культуры» в курсе обществознания необходимо уяснить, кто это — МАССА, или, как говорит Х. Ортега-и-Гассет в своем произведении «Восстание масс» — ЧЕЛОВЕК-МАССА. Именно введение этого термина поможет нам объяснить понятие «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА».

На этот вопрос нам поможет найти ответ философия ХХ века:

М. Шелер: Современные тенденции, доминирующие в обществе, утверждают исследователей, как российских, так и зарубежных, в том, что в ХХ веке «человек сам стал для себя проблемой».

А. Камю: Философы отмечают, что события ХХ века были вызваны сложнейшими процессами, которые привели к подлинной метаморфозе, случившейся с человеком, когда он из народа превратился в массу.

Х. Ортега-и-Гассет: Человек-масса, как называют философы современного человека, не способен понять принципы, на которых держится цивилизация, отмечают интеллектуальную герметичную непроницаемость его души.

М. Шелер: В результате возникшего чувства ресентимента человек начинает осознавать свою ущербность в качестве достоинства. Речь идет о том, что человек эпохи компьютеров, видеоэлектроники, потребительского изобилия и «мировой деревни» живет как бы в трансе, как бы под своеобразным гипнозом. Он не является уже прежним человеком, который мог рассчитывать на свободу воли и на нахождение какой-то истины о реальном мире – будь она религиозной, научной или просто обывательской. «Наша эпоха оказалась за примерно десятитысячелетнюю историю первой, когда человек стал целиком и полностью “проблематичен”, когда он больше не знает, что он такое; одновременно он также знает, что не знает этого».

М. Фуко: В эпоху воцарения гуманизма, антропоцентризма и рационализма, в современную эпоху, происходит массовое организованное избавление «правильного» общества от людей, чуждых идеалам этого общества.

Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX столетия культура Запада ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г. Маркузе).

Один из ярчайших мыслителей ХХ века Ф. Кафка показал с особой убедительностью проблемы человека этого века: «Кафке удалось невозможное: представить человечность без личностности, продемонстрировать бессмысленность всего внеиндивидуального.

Слайд 4.

Его герой – не конкретный человек, но – каждый. А каждый – всегда чужой, это он знал по себе, знал задолго до того, как Ж. Сартр или А. Камю напишут своих чужих». Особенно сильный образ «каждого» создан в произведении Ф. Кафки «Превращение».

Слайд 5.

А. Камю: Мы были народом, а стали массой в ХХ веке, и в таком качестве пришли к власти. Эту массу О. Шпенглер назвал четвертым сословием. К ХХ веку в жизни человека победила цивилизация, основным проявлением которой выражает понятие «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, научная иррелигиозность, деньги как основополагающий фактор деятельности, конкуренция как основа отношений между людьми.

В «Восстании масс» Х. Ортега-и-Гассет дает характеристику сложившемуся новому сословию. Он называет это сословие также масса: «…бразды правления в обществе взяли в свои руки люди, незнакомые с принципами развития цивилизации. Перед человеком-массой исчезли преграды. Человек теряет способность оценивать собственные силы. Он привык не обращаться ни к какому авторитету, кроме своего собственного». Униженные и оскорбленные были и раньше, но в отличие от прежних – они не чувствуют себя таковыми (Ф. Кафка). «Средний человек замкнулся. Масса настолько довольна собой, что потеряла способность внимать чужому мнению, герметически замкнулась в себе, перестала подчиняться. Герметичная непроницаемость души. В этом случае – интеллектуальная герметичность». Толпа навязывает свое право на вульгарность и провозглашает вульгарность как право (мы хорошо помним фразу «Мы гимназиев не кончали, академиев не проходили», в которой заключено не сожаление, а хвастовство как достоинством (ущербность в качестве достоинства. М. Шелер).

Вывод: Результатом борьбы за равенство всех людей на земле стал выход на историческую арену человека-массы. Проблемы ХХ века – это его проблемы. В живописи эту метаморфозу человека ХХ века отобразил Казимир Малевич.

  • Познакомимся с методом, рожденным в культуре ХХ века, для изображения перехода к массовой культуре.

При объяснении этого изменения обратимся к культуре периода начала ХХ века: Анри Барбюс «Огонь». Он был в окопах I мировой войны. Он был свидетелем того, что вызвало тяжелые последствия, происшедшие с человеком.

Для описания ситуации с человеком в период тяжелейшей мировой войны он берет картину XV века художника эпохи раннего Возрождения С. Боттичелли «Рождение Венеры» и говорит о ней в ХХ веке с учетом тех изменений, которые произошли с человеком:

Слайд 6.

Анри Барбюс «Огонь»:

» — Я видел Эдокси. Он хочет вздохнуть; из его груди вылетает свист; уставившись в какое-то далекое страшное видение, Ламюз говорит:

— Она сгнила! Это было в том месте, которое захватили немцы, — продолжает Ламюз, — наши колониальные войска отбили его в штыковой атаке дней десять назад.

Сначала пробили дыру. Я работал вовсю. Я сделал больше других и оказался впереди. Остальные расширяли и укрепляли проход позади меня. Вдруг вижу груду балок: наверно, я попал в старую засыпанную траншею. Она была засыпана, но не совсем: были и пустые места. Я убирал один за другим наваленные куски дерева, и вот смотрю: стоит что-то вроде большого мешка, набитого землей; на нем что-то висит.

Вдруг балка подалась, и этот чудной мешок свалился на меня. Он меня придавил; я чуть не задохся от трупного запаха… Из этого мешка торчала голова, а то, что на нем висело, оказалось волосами. Понимаешь, было темно, плохо видно. Но я все-таки узнал эти волосы (других таких волос не сыщешь в целом свете), узнал и лицо, хотя оно совсем распухло и покрылось плесенью; вместо шеи какая-то каша; Эдокси умерла, может быть; месяц тому назад.

— Это была Эдокси; верно тебе говорю. Да, это была женщина, к которой я раньше никогда не мог подойти; ведь я смотрел на нее только издали и никогда не мог к ней прикоснуться: она была не для меня, как жемчужина. Помнишь? Эдокси бегала повсюду. Она шныряла даже по передовым позициям. Наверно, в нее угодила пуля. Эдокси, наверно, была убита и затерялась в траншее, и вот благодаря этому подкопу я случайно ее нашел.

Понимаешь, в чем дело? Мне пришлось кое-как поддерживать ее одной рукой, а другой работать. Эдокси валилась на меня всей тяжестью. Да, брат, она хотела меня поцеловать, а я не хотел. Это было страшно. Она как будто говорила:

«Ты меня хотел, что ж, целуй». У нее на… вот здесь был приколот букет цветов; он хлестал меня по носу, он тоже сгнил, как труп какого-то зверька. Пришлось поднять ее на руки и вместе с ней осторожно повернуться, чтобы сбросить ее по ту сторону насыпи. Было так тесно, что, поворачиваясь, я невольно прижал ее к груди изо всех сил, как прижал бы ее живую, если б она только пожелала…»

Как изобразить то, что описывает А. Барбюс?

Э. Хэмингуей был на войне и описал это в произведении «Прощай, оружие». Сепаратный мир главного героя произведения, который он заключил с войной, не спас его любоь. Погибла семья, не рожденные дети…

Э.М. Ремарк рассказывает о молодом поколении, которых «война смыла» — «потерянное поколение», которое еще ничего не успели в жизни, и уже не смогут ничего создать.

С. Дали изображает разложение живого, создает сюрреалистический метод рассказа о случившихся изменениях в человечестве.

Э. Мунк, Отто Дикс……

П. Пикассо….

Анри Барбюс «Огонь»

«Внизу, среди множества неподвижных тел, бросаются в глаза зуавы, стрелки и солдаты Иностранного легиона, убитые во время майского наступления; их легко узнать: они разложились больше других.

В мае наши линии доходили до Бертонвальского леса, в пяти-шести километрах отсюда. Началась одна из страшнейших атак за время этой войны и всех войн вообще; солдаты единым духом добежали сюда. Они составляли тогда клин, который слишком выдался вперед, и попали под перекрестный огонь пулеметов, стоявших справа и слева от пройденной линии.

Вот уже несколько месяцев, как смерть выпила глаза и сожрала щеки убитых, но даже по этим останкам, разбросанным, развеянным непогодой и почти превращенным в пепел, мы представляем себе, как их крошили пулеметы; бока и спины продырявлены, тела разрублены надвое. Валяются черные и восковые головы, похожие на головы египетских мумий, усеянные личинками и остатками насекомых; в зияющих черных ртах еще белеют зубы; жалкие потемневшие обрубки раскиданы, как обнаженные корни, и среди них — голые желтые черепа в красных фесках с серым чехлом, истрепавшимся, как папирус.

Из кучи лохмотьев, слипшихся от красноватой грязи, торчат берцовые кости, а сквозь дыры в тканях, вымазанных чем-то вроде смолы, вылезают позвонки.

Землю устилают ребра, похожие на прутья старой, сломанной клетки, а рядом — измаранные, изодранные ремни, простреленные и расплющенные фляги и котелки. Вокруг разрубленного ранца, лежащего на костях и на охапке лоскутьев и предметов снаряжения, белеют ровные точки; если нагнуться, увидишь, что это суставы пальцев».

Это и сюрреализм, и кубизм, и экспрессионизм.

Слайд 7-8.

Казимир Малевич изобретает новый метод рассказа о времени: СУПРЕМАТИЗМ. Его самого потрясло это изобретение. Как он пишет — он не спал 3 суток, так сильно было потрясение этим открытием. Он предчувствовал другое время и создал метод рассказа о нем.

Все гениальные открытия имеют истоки. Не возникает гениальное искусство на пустом месте, из ничего. Также и с открытием К. Малевича. Его дневники говорят о том, что он очень серьезно изучал китайский алфавит Ба Гуа, в котором:

Слайды 9-13.

Небо – круг без начала и конца. Цвет синий – вода – источник жизни, и черным как сущность, свет, как его концентрация;

Земля – 4 времени года, стороны света – квадрат. Земля – желтый квадрат, земля – огонь – красный квадрат. Земля принимает на себя красный цвет – огонь, или черный цвет – цвет неба.

Выводы: новый метод изображения мира, созданный К. Малевичем, это супрематизм, метод перехода в новое пространство. Родилась новая эстетика массового сознания, индустриальной эпохи.

Эпоха индивидуального восприятия искусства закончилась.

  • В чем содержание массовой культуры.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. е. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

III этап: Подведение итогов.

Рефлексия учениками своего продвижения на уроке:

Вернемся к примерам искусства, которые мы смотрели в начале урока. Можете ли вы увидеть разницу в изображениях? Можете определить ценность произведения искусства, место его в культуре?

5

Аргументы к сочинению о том, почему люди совершают преступления

Когда-то у людей не было норм и правил, но по мере развития общества они потребовались, приняв форму законов, кодексов, постановлений, указов.

Существует множество причин, ведущих к нарушениям законодательства:

  • бедность,

  • голод,

  • странное желание проверить себя,

  • болезнь,

  • представление, что таким образом можно спасти другого человека,

  • обогащение,

  • месть,

  • зависть,

  • ревность,

  • дурное влияние иных людей,

  • случайное стечение обстоятельств,

  • страх быть разоблаченным,

  • самозащита,

  • чувство собственничества,

  • эгоцентризм,

  • жестокость,

  • искушение.

У каждого следствия есть причина, тому подтверждением являются поступки героев литературных произведений.

Вариант №1

Итоговое сочинение «Почему люди совершают преступления?» является своеобразным выводом, результатом анализа ряда изученных художественных произведений, связанных с заявленной проблематикой.

Русские классики девятнадцатого века, такие, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, в своих повестях, романах, поэмах рассматривали наряду с другими темами и этот вопрос.

В произведении А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (из цикла «Маленькие трагедии») создан образ музыканта, отравившего из чувства зависти более удачливого композитора. Сальери, поставивший во главу угла своего отношения к созданию музыкальных произведений наживу, испытывает досаду, понимая силу таланта и величие гения Моцарта. Проступок кажется еще более изощренным при понимании того, что герои-противники считались друзьями. Сальери не смог простить самому себе отсутствие успеха, поэтому боялся гениальности другого человека.

М.Ю. Лермонтов в новелле «Бэла», входящей в роман «Герой нашего времени», показывает, как Казбич смертельно ранит девушку, желая отомстить за украденного ее братом коня. Для горца с безудержным темпераментом это действие предсказуемо: он не может смириться с утратой любимого Карагеза и мстит всем, кого считает виноватым в его пропаже. Преступление совершает и Печорин, удерживающий в крепости Бэлу, нарушая ее независимость, и Азамат, ворующий чужую лошадь.

В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков скупает у помещиков несуществующих крестьян, чтобы заложить купчие в казну и стать богатым человеком. Тем самым он становится мошенником. Движет героем желание обогатиться за чужой счет. Дурной поступок совершает не только он, но и другие помещики, продающие предприимчивому Павлу Ивановичу мертвые души.

Таким образом, тема отношения человека к преступлению волновала писателей, поэтов, читателей во все времена.

итоговое сочинение почему люди совершают преступления

Вариант №2

Человек и закон – актуальная тема мировой классики.

Герой романа великого русского писателя девятнадцатого века Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников переходит черту дозволенного с целью проверки собственной теории о делении человечества на духовных трусов и смельчаков. Обучаясь ранее на юридическом факультете университета, он выстроил классификацию людей, спусковым крючком для проверки которой явилось несколько причин: трагедия, произошедшая с сестрой, болезнь, нищенская жизнь, ненависть к процентщице.

Главный персонаж известной трагедии немецкого классика И.В. Гете «Фауст» вступает в сделку с сатаной, а затем косвенно способствует серии смертей из-за того, чтобы узнать секрет высших сил. Доктор, стремясь проводить больше времени с возлюбленной, дает девушке снотворный порошок для ее матери, оказавшийся ядом. Гретхен лишается рассудка и умерщвляет собственного ребенка, а затем попадает в заключение. Брат героини Валентин погибает от руки Генриха Фауста.

М.А. Булгаков, автор бессмертного романа «Мастер и Маргарита», показывает, как земная женщина становится ведьмой и вступает в конфликт с законом во имя любви к главному герою. Оказавшись на балу у сатаны, Маргарита видит множество плохих людей, некоторых из которых она считает уже раскаявшимися, как, например, Фриду, виновную в гибели младенца. В главах произведения, посвященных Понтию Пилату, тема закона и наказания за его нарушение изображена особенно ярко на примере Иуды, продавшего своего учителя.

Следовательно, в мировой классике много примеров тому, как обычные законопослушные люди становятся варварами. Великие писатели понимали сложные пути, ведущие человека к нарушению прав других личностей, и пытались противостоять этому регрессивному процессу.

Образцов дружок план рассказа

Учения Ивановского соединения ВДВ в январе 2021 г.

С целью поддержания боеспособности, умений и навыков в российской армии регулярно проводятся учения и тренировки разного масштаба. В уходящем 2021 г. общее количество таких мероприятий в вооруженных силах едва не достигло 5 тысяч. В маневрах задействовались части и соединения всех родов войск, а площадками для их проведения становились как отечественные, так и зарубежные полигоны.

Общие показатели

Итоги года в контексте учений и маневров были подведены на недавнем расширенном заседании Коллегии министерства обороны. Глава оборонного ведомства и пресс-служба раскрыли все основные показатели такого рода, а также обратили внимание на отдельные мероприятия, представляющие особый интерес.

Сообщается, что в 2021 г. был полностью выполнен план по проведению учений и тренировок. Общее их количество в этом году достигло 4843. Проведено 1597 межвидовых учений и 2112 двухсторонних маневров. Также состоялось 45 международных мероприятий. По всем этим показателям наблюдается существенный рост в сравнении с предыдущим 2020 г. – на десятки или более.

Образцов дружок план рассказа

Операция «Умка»: всплытие подлодки со взломом льда, март 2021 г.

Продолжилась практика проведения внезапных проверок боеготовности. Части и соединения без предупреждения поднимали по тревоге и перебрасывали на удаленные полигоны для выполнения учебных задач. В этом год планы таких учений предусматривали отправку войск на расстояния более 3,5 тыс. км, причем проверяемые части успешно справлялись с поставленными задачами.

В ходе многочисленных учений войска продемонстрировали свою способность успешно работать самостоятельно и во взаимодействии с зарубежными коллегами, в т.ч. на иностранных полигонах. Международные учения с привлечением ряда дружественных армий проводились на разных площадках в России, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Также проводились учения военно-морского флота с выходом в удаленные районы Мирового океана.

Как отметил в своем докладе министр обороны, напряженная боевая учеба этого года позволила нарастить уровень подготовки командиров и штабов при выполнении задач на незнакомой местности. Кроме того, улучшилась общая слаженность частей и соединений армии. В целом учения и тренировки этого года привели к желаемым результатам.

Крупномасштабное учение

Самым крупным, заметным и важным в этом году стало международное стратегическое учение «Запад-2021», прошедшее в середине сентября. Основными участниками этих маневров стали вооруженные силы России и Белоруссии; также присутствовали представители ШОС и ОДКБ. Общая численность личного состава, привлеченного к учениям, достигла 200 тыс. чел. Были задействованы тысячи единиц военной и специальной техники, вооружений и т.д. Разные эпизоды маневров проводились на российских и белорусских полигонах.

Образцов дружок план рассказа

Первое практическое применение ИСДМ «Земледелие» на учениях, июль 2021 г.

Сценарий «Запада-2021» предусматривал отработку широкого круга учебных задач, включая переброску соединений на удаленные полигоны, работу на незнакомой местности, оборону и наступление. Некоторые задачи, такие как ночная высадка крупных подразделений десанта, в таких условиях отрабатывались впервые.

В сентябрьских учениях был задействован практически весь спектр военной техники и вооружений российской армии. Кроме того, использовали и испытали ряд принципиально новых образцов. Впервые в отечественной практике в одних боевых порядках с танками, БМП и БТР работали ударные робототехнические комплексы нескольких типов. Большая роль выделялась беспилотной авиации, в т.ч. самым последним образцам.

На разных полигонах

Также следует обратить внимание на несколько других учений этого года, имевших меньший масштаб. Так, в апреле состоялись межвидовые маневры войск Южного военного округа. Для их проведения на полигоны Крыма и Черного моря прибыло более 10 тыс. военнослужащих, ок. 1,2 тыс.ед. техники, 40 кораблей и до 200 летательных аппаратов.

Образцов дружок план рассказа

Бронетехника на учениях «Запад-2021», сентябрь 2021 г.

Сценарий учений предусматривал активную совместную работу разных родов войск. В частности, в ходе ключевого эпизода ок. 2 тыс. десантников ВДВ высадились в тылу условного противника и выбили его командные структуры, а также заблокировали подход подкрепления. Затем к ним присоединилась морская пехота, высадившаяся на берег.

Несколько разных учений прошло в Центральной Азии. Так, в сентябре на киргизском полигоне Эдельвейс состоялись маневры «Рубеж-2021», в ходе которых свои навыки показали Коллективные силы быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона. В октябре и ноябре на территории Таджикистана и России прошли учения «Эшелон», «Нерушимое братство» и «Кобальт» с привлечением разных армий стран ОДКБ.

Учения в Крыму и в Центральной Азии показали способность и готовность российской армии защищать рубежи страны от угроз разного рода. Так, в Черноморском регионе отрабатывалась борьба с относительно хорошо подготовленным противником, а учения в рамках ОДКБ были направлены на противодействие терроризму. В обоих случаях российская армия и зарубежные коллеги показали необходимый уровень подготовки.

Морские маневры

В течение года к учебным мероприятиям разного масштаба неоднократно привлекались корабли и суда военно-морского флота. Маневры проходили у российских берегов и на большом удалении от баз. Также наши корабли участвовали в международных мероприятиях.

Образцов дружок план рассказа

В середине февраля отряд российских кораблей принял участие в учениях «Аман-2021», организованных ВМС Пакистана. Отрабатывалось взаимодействие флотов семи стран; еще 30 государств прислали своих наблюдателей. Главной целью учений была борьба с условными пиратами.

В марте и апреле в районе Земли Франца-Иосифа прошла комплексная операция «Умка» с участием Северного флота и ряда научных организаций. Вместе они провели маневры в высоких широтах, а также выполнили ряд исследований. Наибольшее внимание привлек эпизод операции с одновременным всплытием трех атомных подлодок из-подо льда и подледная торпедная стрельба.

В середине июня состоялись крупные учения Тихоокеанского флота. 20 кораблей, судов и подлодок из состава ТОФ скрытно вышли в заданный район Тихого океана на расстоянии порядка 4 тыс.км от своих баз. Отрабатывались общие вопросы работы в дальней морской зоне. Также осуществлялся учебно-боевой поиск и борьба с воздушным, надводным и подводным противником. Учения такого рода проводились впервые.

Итоги года

Российские вооруженные силы регулярно проводят различные учения, что позволяет им поддерживать необходимую боеспособность, а также наращивать все основные показатели. Кроме того, решается несколько других задач, в т.ч. военно-политического характера.

Образцов дружок план рассказа

Боевой робот на «Западе-2021»

В этом году, как и ранее, наблюдается рост количества и интенсивности маневров. Численность таких мероприятий выросла, равно как и количество привлеченного личного состава, техники и вооружений. Положительные последствия этого очевидны. Большее количество военнослужащих смогло проверить и улучшить свои умения и навыки, что должно оказать известное влияние на общее состояние армии.

Нетрудно заметить, что часть учений проводилась на стратегически важных направлениях и в районах, имеющих особое значение. Так, армия наглядно показала свои возможности боевой работы в Арктике, Тихом океане, в Черноморском и других регионах. Фактически учения прошли везде, где присутствуют военно-политические риски. В этом свете их можно рассматривать как прозрачный намек, призванный охладить горячие головы за рубежом.

Таким образом, планы по учениям и мероприятиям на уходящий год были полностью выполнены и решили все поставленные задачи. С их помощью была проверена боеготовность частей, соединений и целых родов войск, наработан необходимый опыт и поданы важные сигналы. В контексте учений и маневров год завершается с положительными результатами. И уже в самое ближайшее время войскам вновь предстоит начинать очередные учения.

новой российской машине Т-14 «Армата», которую называют супертанком, написано очень много. Ясности ради следует сказать, что Т-14 — это лишь часть универсальной гусеничной платформы «Армата». Она включает в свой состав основной боевой танк Т-14, тяжелую боевую машину пехоты Т-15, бронированную ремонтно-эвакуационную машину Т-16 и ряд других машин.

Первые сообщения о новом танке свидетельствуют о том, что он обладает большими возможностями. Но как эта машина поведет себя на поле боя? Победит ли она противников или окажется бумажным тигром?

Сравнение с «Абрамс»

В связи с этим возникает очевидный вопрос: как Т-14 выглядит на фоне самого лучшего танка Америки — популярного M1 Abrams? Сможет ли «Абрамс» победить в огневом бою новую российскую машину? Или Москва одержит верх?

А еще возникает вопрос о том, как новый российский танк поведет себя в противоборстве с различными видами противотанкового оружия, например, с ракетным комплексом TOW.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы объединили последние статьи Дейва Маджумдара (Dave Majumdar) и Себастьена Роблина (Sebаstian Roblin) на эту тему, которые были опубликованы несколько месяцев назад, и теперь представляем их вниманию читателя. Итак, да начнутся дебаты.

***

С окончанием холодной войны и распадом Советского Союза призрак бронированного левиафана Красной Армии, прорывающегося через Фульдский коридор, канул в Лету, но Россия продолжала разрабатывать новые танки и бронированные машины. Между тем, Соединенные Штаты по-прежнему делали ставку на модернизированные версии танка времен холодной войны M1 Abrams и боевой машины Bradley.

Российское семейство боевых машин «Армата» отличается от довольно простых, недорогих, но хорошо справлявшихся с той или иной специфической задачей платформ, которые разрабатывались в Советском Союзе. На самом деле «Армата» существует во многих версиях, и в этом плане у нее есть немало сходств с отмененной ныне программой сухопутных войск США под названием «Боевые системы будущего (англ. Future Combat Systems). В состав семейства входят танк, боевая машина пехоты, самоходная артиллерийская установка и еще множество других вариантов. Самым заметным из них является основной боевой танк Т-14 «Армата».

Отличие от советских моделей

Т-14 совершенно не похож на предыдущие советские и российские танки, которые разрабатывались на основе опыта Красной Армии, полученного в боях с вермахтом в годы Второй мировой войны. Советские танки были довольно простыми, очень прочными, и их производили в больших количествах. При этом основное внимание уделялось не тому, чтобы один в один соответствовать характеристикам западных танков. Упор делался на возможность массового производства новых машин. Расчет был на то, что они одолеют врага числом. Живучесть боевой машины и безопасность экипажа при этом стояли на втором месте. По этому базовому конструкторскому принципу создавались все российские танки, включая Т-90.

По всей видимости, конструкторы Т-14 отказались от традиций российского танкостроения. Вместо довольно простой конструкции Т-14 может похвастать некоторыми самыми современными характеристиками, каких нет ни у одного действующего танка в мире. Более того, российские военные впервые уделили первоочередное внимание проблеме выживаемости экипажа. Это может быть результатом российских усилий по переходу на профессиональную армию, а также убыли населения в стране.

Башня как залог выживаемости экипажа

В первую очередь «Армату» от других танков отличает необитаемая башня. Ее преимущество в том, что отсек экипажа отделен от боезапаса. Далее, танк оснащен пассивной многослойной броней в сочетании с динамическим бронированием и комплексом активной защиты. КАЗ «Афганит» предположительно имеет радары с миллиметровой длиной волн, которые обнаруживают и перехватывают подлетающие снаряды. В совокупности такие средства защиты «Арматы» обеспечивают живучесть экипажа в гораздо большей степени, чем любой другой советский/российский танк. Правда, есть важное условие: нужно, чтобы все системы работали штатно.

Хотя необитаемая башня существенно повышает живучесть экипажа, у нее есть несколько недостатков. Чтобы следить за обстановкой и наводить на цель оружие, экипаж вынужден целиком и полностью полагаться на приборы и датчики. Вообще-то это не очень большой недостаток, но при попадании в танк снаряда или при выводе из строя его электроники могут возникнуть проблемы. Это значит, что даже скользящий удар по танковой башне может сорвать выполнение боевой задачи, так как машина сохранит управляемость, но не сможет прицельно стрелять.

Если сравнивать Т-14 с модернизированным M1A2 SEP v2 или со следующей моделью M1A3, возникает множество вопросов относительно того, какой танк лучше. У «Абрамса» проверенная и надежная конструкция, и ее постоянно модернизируют. Создаваемый M1A3 будет немного легче и мобильнее. Сухопутные войска также планируют заменить 120-миллиметровую гладкоствольную пушку М256 более легкой версией.

Побеждает зрячий

Новые управляемые снаряды позволят «Абрамсу» поражать цели на дальности до 12 000 метров. Однако российские танки также оснащены противотанковыми управляемыми ракетами, пуск которых производится через главное орудие. В такой ситуации основной вопрос в том, кто раньше увидит противника. Во многом действия «Арматы» на поле боя будут зависеть от того, каких успехов добилась Россия в разработке танковых приборов обнаружения и сетей передачи данных. Тот танк, который первым замечает противника, почти всегда побеждает в бою.

У «Арматы» новая конструкция, и в ней неизбежно будут обнаруживаться проблемы в процессе эксплуатации. Далее, следует задать вопрос о том, сможет ли Россия выпускать этот танк в больших количествах. Здесь есть серьезные сомнения с учетом состояния российской экономики. Но в конечном счете Т-14 может стать грозным оружием.

В борьбе с противотанковыми комплексами

А теперь пришло время узнать возможности нового российского фаворита, танка «Армата», фаворитом американских противотанковых комплексов — ПТРК TOW.

Да, TOW продается во всем мире, но Америка в своей романтической любви к противотанковым системам теперь заглядывается на другого кандидата. С тех пор как американская армия в середине 90-х начала принимать на вооружение ПТРК Javelin, наносящий удар сверху, она раздает их как коктейли на холостяцкой вечеринке, вооружая всех подряд. Сейчас почти каждое пехотное отделение может похвастаться тем, что у него есть свой собственный Javelin.

С другой стороны, посторонних на эту вечеринку не пускают. Украине указали на дверь, а сирийских повстанцев попросили даже не думать об этом.

TOW и Javelin: что лучше?

Вот почему повстанцы из Свободной сирийской армии получают ПТРК TOW от некоего не очень таинственного благодетеля. У TOW есть один большой плюс: его дальность примерно на 50% больше, чем у базовой версии Javelin. Правда, с поступлением в войска новой версии Javelin ситуация вскоре начнет меняться. Но пока вы можете расслабиться и наслаждаться свежим воздухом, сидя на вершине горы со своим TOW и впитывая панорамные виды тех видео, которые размещают на YouTube.

Так как же дряхлеющий комплекс TOW смотрится в борьбе с таинственным российским супертанком «Армата», о котором ходят слухи, что это на самом деле робот-трансформер, умеющий летать? Давайте сравним характеристики TOW с возможностями защиты «Арматы» и посмотрим, кто из них победит в бою.

Ветераны противотанковой борьбы

BGM-71 TOW (тяжелый противотанковый ракетный комплекс с управлением по проводам) — это весьма почтенное американское средство борьбы с танками на большой дальности. На вооружение ПТРК начал поступать в 1970 году, и сейчас его можно встретить в самых разных вариантах: с управлением по радиоканалу, с тандемной боевой частью, с нанесением удара сверху, бетонобойный комплекс. Оружие на все вкусы! Давайте пропустим варианты первого поколения (прости, ITOW!) и сосредоточим внимание на двух последних моделях: TOW-2A и TOW-2B.

В TOW-2A до сих пор используется система управления по проводам. Когда ракета TOW выстреливается из пусковой трубы при помощи стартового двигателя, вслед за ней тянется провод, соединяющий ее с пусковой установкой, и по нему расчет подает команды ракете в полете. В TOW используется система полуавтоматического командного наведения по линии визирования, то есть, оператор направляет ракету, наводя на цель оптический прицел, и система автоматически вносит поправки в траекторию полета. TOW-2A может поражать цель на расстоянии до 3 750 метров. Правда, чтобы долететь до нее, ракете нужно время. Поскольку ее средняя скорость составляет 180 метров в секунду, для поражения цели на максимальной дальности требуется 21 секунда. У внимательного танкового экипажа есть возможность совершить маневр уклонения… если он заметит ракету.

Преимущество системы управления по проводам состоит в том, что она защищена почти от всех видов радиоэлектронного подавления. Однако стреляющий должен оставаться на месте, наводя ракету на всем протяжении полета, пока она не поразит цель. Меры противодействия, мешающие видеть цель, такие как тривиальная старомодная дымовая завеса, могут помешать оператору.

Кумулятивные заряды

При попадании TOW-2A по танку взрывается противотанковый кумулятивный заряд. В обычном снаряде для пробивания брони используется кинетическая энергия (сочетание скорости и массы). Но для производства выстрела такими снарядами требуются тяжелые орудия с мощным откатом, и они на больших расстояниях теряют энергию. А ракета с кумулятивным зарядом при ударе на большой скорости выбрасывает поток металлических элементов. Более крупные кумулятивные снаряды проникают в броню глубже, но скорость снаряда или ракеты не влияет на проникновение. Им не нужен длинный ствол и мощный лафет для гашения отдачи, и именно поэтому в большинстве ракет используются кумулятивные заряды. Кумулятивный заряд TOW-2A 15-сантиметровой длины способен пробивать катаную гомогенную броню толщиной 900 миллиметров.

Но в 1980-е годы конструкторы начали делать танки, которые защищены от кумулятивных боезарядов. В западных танках использовалась композитная броня «Чобхэм». Советские противотанковые ракеты во время войны в Персидском заливе наносили «Абрамсам» и «Челленджерам» такой же ущерб, как шарик из жеваной бумаги, попавший в бегемота. Русские, со своей стороны, применяли активно-реактивную броню, или динамическую защиту. Это бруски из взрывчатого вещества, которые взрываются при подлете ракеты, уводя в сторону реактивную струю кумулятивного заряда ракеты еще до того, как она приблизится к танку. Такая динамическая защита немного капризнее брони «Чобхэм», но дешевле в производстве и легче по весу.

Активно-реактивная броня могла свести на нет все преимущества TOW. Поэтому появился ПТРК TOW-2A с тандемной боевой частью. В ней два боезаряда: первый предназначен для того, чтобы преждевременно привести в действие динамическую защиту на танке противника, а второй проникает в отверстие и пробивает танковую броню. Тандемные заряды сейчас используются во многих смертоносных противотанковых комплексах пехоты, таких как РПГ-29, «Корнет» и Javelin.

Тем не менее, тандемная боевая часть не очень надежна, и поэтому мы перейдем к комплексам TOW-2B и TOW-2B Aero (у последнего увеличена дальность до 4,5 километра). Конструкторы этих образцов отказались от управления по проводам, отдав предпочтение беспроводной системе управления по радиоканалу со скрытой частотой. Да, они не защищены от радиоэлектронного противодействия, но по крайней мере, здесь оператор уже не привязан к ракете буквально. TOW-2B может исполнить диковинный пируэт, взмыв в небо при приближении к цели и нанеся удар сверху двумя ударными ядрами. Это очень эффективная система, потому что верхняя часть танковой брони гораздо тоньше лобовой и боковой. Существует также беспроводная версия TOW-2A.

Где можно найти ПТРК TOW? В американской армии они состоят на вооружении в противотанковых взводах, причем очень часто их устанавливают на модифицированных легких машинах (Humvee, Stryker, M113, LAV), а также на боевых машинах пехоты M2 и M3 Bradley, и на ударных вертолетах морской пехоты AH-1 Cobra. Эта система принята на вооружение в тридцати странах мира.

Вопреки конфузам

А как насчет нового Т-14 «Армата», который стал легендой, потому что пережил репетицию парада в честь Дня Победы лишь с одной вышедшей из строя машиной? Если бы печально известный F-35 мог похвастать такими же успехами!

Но оконфузившийся во время дебюта Т-14 обладает лучшими защитными характеристиками, чем его предшественники. «Армата», как дама из викторианской эпохи, одета в несколько слоев защитных юбок, которые призваны отражать ненужное внимание.

Прежде всего, это комплекс активной защиты «Афганит», который уничтожает или нейтрализует вражеские удары при помощи четырех или пяти современных панелей активной фазированной антенной решетки миллиметрового диапазона, которые прикрывают танк со всех сторон и углов, предупреждая экипаж о подлетающих снарядах.

Средства нейтрализации цели предназначены для того, чтобы увести ракету в неверном направлении. Имеются четыре многоспектральных устройства для постановки дымовых завес. Они не только создают визуальную завесу, которая окружает танк, но и скрывают его инфракрасные характеристики, а также блокируют лазеры и РЛС-наведение противника. Второе для TOW с оптическим управлением не имеет никакого значения, но если оператор не видит танк, есть все шансы, что он промахнется, особенно когда машина находится в движении. Теоретически такие средства противодействия могут создавать помехи ракетам, атакующим танк с высоты, особенно если они не на ручном управлении, как TOW.

Сбить поражающую ракету

Далее, мы говорили об уничтожении цели. Речь идет о тех активных средствах, которые наносят удар по тем дерзким ракетам, которые явно грозят танку. РЛС «Афганита» автоматически поворачивает башню танка в сторону подлетающего снаряда и задействует системы активного уничтожения. Пять противоснарядных мортир по бокам танка могут сбивать подлетающие ракеты. Система «Афганит» не прошла испытание реальным боем, однако другие системы активной защиты типа «Трофи» показали свою эффективность против ракет в бою.

А что касается атакующих сверху ракет, таких как TOW-2B — что ж, «Афганит», похоже, вверх не стреляет.

Если не помогут системы уничтожения и нейтрализации, тогда «Армата» производит ложное впечатление того, что врагу удалось подбить танк. Взрывается динамическая защита «Реликт». РЛС «Арматы» подрывает блок активно-реактивной брони непосредственно перед попаданием ракеты или снаряда, нейтрализуя тандемные боевые части. Как это работает? Есть только один способ выяснить. Повстанцы в Сирии сняли на видео сирийский Т-90, который выдержал удар ракеты TOW благодаря своей более старой системе динамической защиты «Контакт-5».

Ложная гибель

А что если наша упорная ракета TOW преодолеет все эти системы защиты? Сумеет ли она пробить бронированное сердце «Арматы»?

Если говорить об обычной броне, то «Армата» защищена немного слабее, чем M1A2 Abrams или Leopard 2. Это можно заключить хотя бы из ее веса в 50-60 тонн. (Для сравнения, M1 весит 70 тонн.) Российские источники утверждают, что толщина брони из керамических композиционных материалов против кумулятивных противотанковых боезарядов должна составлять в эквиваленте 1 200 — 1 400 миллиметров катаной гомогенной брони. Похоже, этого достаточно для защиты от TOW-2A, которая пробивает 900 миллиметров катаной гомогенной брони. Но непонятно, какова броневая защита по всей башне и корпусу, и точны ли эти цифры. В любом случае, для TOW-2В такая броня наверняка уязвима.

И наконец, надо поговорить о необитаемой башне «Арматы». Такая башня создает некоторые трудности — скажем, если датчики перестанут функционировать, экипаж ослепнет. Но все равно, в случае попадания в башню есть немало шансов на то, что экипаж выживет. Даже если башня будет выведена из строя, и танку придется покинуть поле боя для ремонта, экипаж будет жив и здоров — а это главное для современной и профессиональной армии. Кроме того, есть шанс, что танк сможет выдержать любое количество попаданий в башню, спрятав свой корпус, то есть, уйдя в укрытие, из которого будет выглядывать только башня.

Итак, каковы шансы у TOW-2A? Против системы управления по проводам средства нейтрализации и уничтожения Т-14 дадут результат, если РЛС «Арматы» эффективны, а экипаж достаточно расторопен, чтобы увести танк на новую позицию во время нахождения ракеты в полете. Система активного воздействия будет иметь все шансы уничтожить ракету, если она действительно так хороша, как о ней говорят. Динамическая защита «Реликт» может еще больше снизить шансы ракеты на попадание в цель. Но и без этого маловероятно, что кумулятивный заряд TOW-2A пробьет лобовую броню. Вывод таков: чтобы уничтожить танк, может понадобиться несколько ракет.

А как насчет TOW-2B, где беспроводное управление, и где удар наносится сверху? Похоже, что КАЗ «Афганит», устанавливаемый на боковой стороне башни, против нее бесполезен. «Реликт» тоже будет менее эффективен, а пробить верхнюю броню будет довольно просто.

Экипаж остается жив

В любом случае есть немало шансов на то, что при проникновении кумулятивной струи в башню Т-14 машина лишится своих наступательных возможностей, но экипаж останется жив и сможет покинуть танк.

Пока неясно, сколько танков Т-14 будет принято на вооружение. На сегодня запланировано производство всего 100 единиц. Естественно, это количество увеличится, но неизвестно, в каких масштабах Россия будет заменять «Арматой» более старые танки Т-72БВ3 и Т-90.

Итак, Т-14 обеспечивает вполне приличную защиту от TOW, особенно от TOW-2А, но на вопрос о том, как он проявит себя в бою, не могут ответить даже американские и российские изготовители. Как всегда бывает при сравнении, можно сколько угодно теоретизировать, но правду скажет только реальный ближний бой. Будем надеяться, что этого не произойдет никогда.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Adblock
detector