Меню

Опорные слова к сказке кукушка

Рассказ Александра Куприна «Изумруд» был впервые опубликован в в 1907 году в альманахе «Шиповник».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Куприн Александр Иванович
Название произведения: «Изумруд»
Жанр: рассказ
Год написания: 1907
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Изумруд – красивый четырехлетний жеребец, рослый, идеально сложенный, прекрасный рысак.
Василий – молодой конюх, который явно не любил лошадей, и они отвечали ему взаимностью.
Назар – старший конюх, пожилой мужчина, который всегда с большой любовью и заботой относился к лошадям.
Англичанин – главный наездник конюшни, высокий, худой мужчина, который прекрасно чувствовал и понимал лошадей.
Чужой конюх – равнодушный, вечно заспанный мужчина, отравивший Изумруда.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в дореволюционной России. Поначалу – в одном из крупных городов, где устраивались скачки, затем – в деревне, где отравили Изумруда.

Краткое содержание и сюжет

Четырехлетний жеребец Изумруд был изумительно хорошо собой: рослый, статный, безупречно сложенный, красивой серебристо-стальной масти. Он жил в конюшне вместе с другими беговыми жеребцами, которые на дух не переносили друг друга. Вражда между ними еще больше усилилась, когда в конюшню из-за недостатка места поселили молодую красивую кобылу. За лошадьми следили четыре конюха: молодой, вечно пьяный Василий, от которого дурно пахло табаком, заботливый старик Назар, жестокий и нетерпеливый безымянный конюх и мальчик Андрияшка, который очень любил лошадей и украдкой целовал их.

Изумруд с глубоким уважением и трепетом относился к главному наезднику конюшни – худому, высокому англичанину в золотых очках. Он никогда не кричал на лошадей, и уж тем более не бил их хлыстом, но чувствовалась в нем такая большая внутренняя сила, что лошади слушали его беспрекословно.

В день бегов Назар с особенной тщательностью стал готовить Изумруда к предстоящим состязаниям. Он как следует вымыл, высушил и вычистил щетками красавца-скакуна. За всеми приготовлениями внимательно следил худой англичанин, и лично проверил крепость подпруги. Под чутким руководством опытного наездника Изумруд с большим отрывом пришел первым. Англичанин и хозяин скакуна были очень довольны, но уже спустя несколько минут уставшего Изумруда обступила толпа, спустившаяся с трибун. Люди принялись недовольно тыкать пальцами в бока и ноги лошади, крича, что это фальшивый рысак. Изумруд не понимал их негодования – ведь он пробежал быстрее всех и выиграл.

Изумруда отвели в конюшню, и настала череда унылых, скучных дней. Приходили какие-то люди, внимательно осматривали его зубы, ноги, терли шерсть и кричали друг на друга. Затем поздним вечером Изумруда вывели из конюшни и долго вели по каким-то темным улицам. Его ожидал железнодорожный вокзал и утомительный переезд. Скакуна привезли в деревню и заперли в конюшне, отдельно от других лошадей. И вновь какие-то люди осматривали его.

Главным в этой конюшне был мужчина, к которому Изумруд испытывал непонятный ужас. Однажды ранним утром этот мужчина пробрался в конюшню на цыпочках, и насыпал Изумруду овес со странным привкусом. Съев его, рысак почувствовал острую резь в животе, перед его глазами появились огненные колеса, а ноги внезапно ослабели. Изумруд упал, по его телу прошла череда судорог, и он навсегда закрыл глаза.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Четырехлетний Изумруд был одним из самых сильных в конюшне. Утром его вывели, обмыли и подготовили к бегам. Изумруд легко прошел первый заезд, и его отвели передохнуть. Изумруд обогнал могучего вороного рысака, но его обвинили в обмане. Изумруда перестали брать на бега, а потом продали и отправили в незнакомую конюшню. Хозяин конюшни подсыпал ему отравленного овса и Изумруд умер.

План пересказа

  • Пробуждение в конюшне
  • Четыре конюха
  • Сон
  • Холодное утро
  • Растирания
  • На ипподроме
  • Англичанин
  • Первый забег
  • Перерыв
  • Второй забег
  • Победа
  • Обман
  • Чужая конюшня
  • Отравитель

Основная мысль

Человеческая алчность и жажда наживы способны безжалостно растоптать чужие судьбы, и даже жизни.

Чему учит

Рассказ учит любить животных и особенно лошадей. Учит заботиться о своих домашних питомцах. Учит никогда не обманывать и не пытаться победить нечестным путем. Учит отвечать за свои ошибки и обманы. Учит жалости и состраданию.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, несмотря на его очень тяжелую концовку. Видно, что сам автор очень любил лошадей, и ему было больно писать о смерти Изумруда. Но он написал правду, такой, какой ее видел. И эта правда заставляет людей задуматься о своем отношении к животным, и может быть стать немного добрее.

Вывод и мое мнение

В своем произведении автор показал, насколько жадным, жестоким и подлым может быть человек по сравнению с животными. Изумруд честно выполнил свою работу, придя первым на скачках и тем самым заработав много денег для своего хозяина. Однако тем самым он себя подставил под удар – завистники добились того, что рысак был признан непригодным для скачек, и хозяин безжалостно избавился от своего фаворита, словно от ненужной, надоевшей вещи.

Пословицы

  • Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.
  • Где обман, там правды нет.
  • Били Фому за Еремину вину.
  • У хорошего хозяина нет плохой лошади.
  • На лошадь не плеть покупают, а овес.

Цитаты из текста

«…Но нет в нем чего-то главного, лошадиного…»
«…Он весь точно какая-то необыкновенная лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная…»
«…Его от кого-то прятали, и все его молодое, прекрасное тело томилось, тосковало и опускалось от бездействия …»
«…Какая-то сила несла Изумруда беспощадно и стремительно глубоко вниз, в темную и холодную яму…»

Словарь новых и незнакомых слов

Укоризна – укор, упрек с некоторым оттенком презрения, сочувствия, насмешки.
Мостовая – твердое дорожное покрытие городских улиц.
Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.
Масть – цвет, краска, шерсть лошадей.
Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми и отвечающий за их состояние.
Ясли – кормушка для скота, наклонно прикреплённая к низу ящика.
Хлыст – вспомогательное средство управления лошадью.
Ипподром – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конно-спортивных соревнований.

Давным-давно жили у горы Армет старик со старухой. Было у них две дочери — Гайша и Фатима. Гайша от первой, покойной, жены осталась.

Подросли дочери. Мастерицей на все руки стала Гайша, сметливой, трудолюбивой. Пошла она однажды на речку по воду. Зачерпнула воды,- смотрит, в ведре золотая рыбка плавает.

— Отпусти меня, красавица! — говорит золотая рыбка.- Тогда еще краше станешь: с ликом твоим луна не сравнится, будешь ты лучезарной, как ясный день. А не отпустишь — будешь рябой и злой на язык:

Отпустила Гайша золотую рыбку и тотчас стала стократ краше, чем была. Домой вернулась — озарила дом сиянием своей красоты. Подивилась такому чуду мачеха, стала падчерицу допрашивать. Гайша рассказала ей про золотую рыбку.

Послала теперь старуха свою родную дочь по воду. Та зачерпнула воды, смотрит — в ведре золотая рыбка.

— Отпусти меня, красавица! — говорит золотая рыбка.- Отпустишь, еще краше станешь: с ликом твоим луна не сравнится, будешь ты лучезарной, как ясный день. А не отпустишь — станешь рябой и злой на язык.

— Вот еще! — отвечает Фатима.- Стану я золото из рук выпускать!

Схватила золотую рыбку, домой пошла. И тотчас в уродину превратилась — рябая, толстая да еще и на язык злая. Пришла домой, а в дверь пролезть никак не может — так растолстела. Пришлось косяки снимать.

А весть о красоте Гайши по всей округе разнеслась, сваты в дом стали наезжать. Дошли слухи до самого хана, и прислал он своих сватов. Сговорились. Но когда приехал ханский сын, мачеха спрятала Гайшу за печь, а перед женихом Фатиму выставила. Расстроился жених, когда Фатиму увидел, оттолкнул ее в сторону и уходить уже собрался, а в это время из-за печи голос Гайши услышал. Освободил свою невесту и с собой увез.

Сыграна была свадьба. Потом у молодых младенец на свет появился, и отпустил ханский сын жену погостить с ребенком в родительском доме.

А мачеха затаила ненависть к Гайше. О том предупредила Гайшу гадалка, что в их ауле жила:

Когда из аула выезжать станете, мачеха твоя выйдет и крикнет вслед: «Гайша, вернись! Синяя пеленка дома осталась!» Но ты назад не оборачивайся.

И вот приехал ханский сын за молодой женой, и отправились они в обратный путь. А мачеха вышла из ворот и кричит вслед:

— Гайша, вернись!

Синяя пеленка дома осталась!

Оглянулась Гайша назад.- и тотчас кукушкой стала. И улетела. Хотел было поймать ее муж, да не успел. Опечалился ханский сын и во дворец вернулся. Остался ребенок без матери. Что делать? Нужно за младенцем кому-то присматривать. И вызвали во дворец Фатиму. Но ребенок все плачет и плачет. Пошла Фатима к гадалке за советом. Два раза ходила — ничего гадалка ей не сказала. А ребенок плачет и плачет. Когда пришла третий раз, говорит гадалка Фатиме:

Ступай на гору Кармантау и так громко скажи:

На горе, на Кармантау

Под высоким дубом

Кукушонок горько плачет.

Грудью каменной кормлю —

Молоком песчаным,

Потому и плачет

Бедный кукушонок.

На другой день дождалась Фатима, когда хозяин на охоту поехал. Взяла ребенка и на гору отправилась. Встала под высокий дуб и сказала громко:

На горе, на Кармантау

Под высоким дубом

Кукушонок горько плачет.

Грудью каменной кормлю —

Молоком песчаным,

Потому и плачет

Бедный кукушонок.

И тут опустилась на ветку дуба кукушка и молвит:

Во дворце ли ханский сын,

Во дворце ли в этот час?

На стене ли меч его,

На стене ли в этот час?

На цепях ли псы его.

Псы борзые в этот час?

И отвечает Фатима кукушке:

Ханский сын не во дворце,-

Он в походе в этот час.

Меч его не на стене,-

На охоте в этот час.

Псы его не на цепях,-

На болоте в этот час.

Слетела тогда с дуба кукушка, оперенье сбросила, в красавицу Гайшу превратилась, стала кормить грудью ребенка, а сама плачет. Потом отдала младенца Фатиме, а мужу ничего говорить не велела. И снова кукушкой обернулась.

Три дня носила Фатима ребенка кормить под высокий дуб. И младенец перестал плакать. Стал ханский сын расспрашивать, что тому причиной. Молчит Фатима. Стукнул он ее тогда разок, Фатима все и рассказала.

На другой день ханский сын посылает Фатиму снова на гору, а сам следом пошел. Подходит к высокому дубу Фатима с ребенком и кукушку зовет:

На горе, на Кармантау

Под высоким дубом

Кукушонок горько плачет.

Грудью каменной кормлю —

Молоком песчаным,

Потому и плачет

Бедный кукушонок.

И вот опустилась на ветку дуба кукушка и молвит:

Во дворце ли ханский сын,

Во дворце ли в этот час?

На стене ли меч его,

На стене ли в этот час?

На цепях ли псы его,

Псы борзые в этот час?

А Фатима отвечает кукушке:

Ханский сын не во дворце,-

Он в походе в этот час.

Меч его не на стене,-

На охоте в этот час.

Псы его не на цепях,-

На болоте в этот час.

Тогда кукушка слетела под дуб, птичью шубу сбросила и стала кормить грудью своего ребенка. Накормила, хотела было в кукушку снова оборотиться, да не успела: схватил ее ханский сын. Вьются кукушки, подруги Гайши, над головой, но не выпускает из рук ханский сын своей жены. Привез ее домой, а та ни слова в ответ на речи его. Пошел тогда ханский сын к ворожее за советом. Та велела вскипятить ведро воды и ведро молока.

— И спроси у жены,- сказала ворожея,- почему вода убывает, а молоко — нет.

Вернулся ханский сын домой, поставил на огонь два ведра — с водой и с молоком. Спрашивает у Гайши:

— Почему вода убывает, а молоко — нет?

Посмотрела жена на ведра и говорит вдруг:

— Как же это молоко не убывает? Убывает ведь!

С тех пор стала она разговаривать.

Однажды отправилась она на речку белье полоскать. Слетелись тут кукушки, ее бывшие подруги, стали с себя перо сбрасывать, чтобы Гайша снова птицей стала. Гайша уже готова была улететь с ними, но подоспел тут ханский сын и схватил жену, не дал улететь. С тех пор Гайша совсем забыла, что кукушкой была. И стали они жить хорошо. И сейчас в любви живут. Я сегодня был у них в гостях, вчера вернулся.

4

Приложение 12

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающиих, игровых технологий, сказкотерапии, художественного творчества
(2 младшая группа)

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: знакомить детей с красочностью и образностью родного языка.
Задачи:

  • Активизировать речь детей, побуждать к высказыванию в виде полных предложений.

  • Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, формировать образное мышление, чувственное восприятие.

  • Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, помогай в беде, пожалей, посочувствуй. Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим.

  • Воспитывать доброту, любовь друг к другу, чувство ответственности за всё, что нас окружает.

  • Формировать познавательный интерес к художественной литературе, создать атмосферу радостного настроения.

Материал: фланелеграф, надпись «колобок»; опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса); игрушки: колобок, заяц, медведь, лиса; декорации: ёлки, горка для медведя; пластилин оранжевого цвета для лепки колобков, доски, салфетки.
Предварительная работа: Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к произведению, ответы детей на вопросы по содержанию сказки.
После слушания сказки предложить детям повторить песенки действующих лиц. 

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Игровое упражнение «Паровоз»:

Паровоз кричит «Ду-ду», (дети выполняют круговые движения руками)
Я – «Иду-иду-иду».
(руки у пояса, имитируют движения колёс паровоза)
А вагончики стучат,
(стучат кулачками тыльной стороной)
А вагоны говорят: — «Так-так-так!»

Воспитатель: — Мы попали с вами в сказку. А как называется эта сказка? Отгадайте загадку:

Покатился – нет и следа,
У него румяный бок.
Обманул он бабу, деда…
Кто же это?…

(Предполагаемые ответы детей — Колобок!)

Воспитатель: — А нас уже встречают. Посмотрите, кто это? (перед детьми на фланелеграфе изображения деда и бабы)

(Предполагаемые ответы детей — дедушка и бабушка)

Воспитатель: — Какой дед? Какая баба?

(Предполагаемые ответы детей — Старенькие, слабенькие…)

Воспитатель: — А какие чувства мы должны проявлять к старшим?

(Предполагаемые ответы детей — Должны заботиться, любить, помогать им)

Воспитатель: — Правильно, еще нужно уважать труд старших. Бабушка пошла: «по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок». 
Достает игрушку – колобок.
Воспитатель: — Какой колобок?

игровое задание: «Придумай вежливое слово колобку»

Предлагается, передавая игрушку колобок друг другу,

поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова.

(Предполагаемые ответы детей — «ты красивый», «ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький» и т.д.)

Воспитатель: — Какой колобок хорошенький! Да вот беда, непослушный он получился у бабушки с дедушкой. Лежал себе на окошке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?

(Предполагаемые ответы детей — Нет, не спросил разрешения,

в лес ходить нельзя без взрослых)

Воспитатель: — Взрослых надо слушаться. Но наш колобок очень хотел пойти в лес погулять. Покатился по дорожке в лес. Катится колобок, а на встречу ему зайчик.

Воспитатель: — Какой зайчик?

(Предполагаемые ответы детей — Маленький, всех боится)

Воспитатель: — Что сказал зайчик колобку?

(Предполагаемые ответы детей — Сказал, что съест его…)

Воспитатель: — А колобок и говорит зайчику: «Не ешь меня, я с тобой поиграю».

Воспитатель и дети проводят игру «Зайка беленький сидит»:

Зайка беленький сидит, (сидя на корточках, имитируют движения)
И ушами шевелит,
(движения руками у головы)
Вот так, вот так, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
(дети встают, хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть, вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
(дети прыгают)
Надо зайке поскакать, вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

Воспитатель: — Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок дальше, а навстречу ему… Кто?

(Предполагаемые ответы детей — Серый волк!)

Воспитатель: -Какой волк?

(Предполагаемые ответы детей — Страшный, злой, зубастый)

Воспитатель: — Что сказал волк колобку?

(Предполагаемые ответы детей — Я тебя съем!)

Воспитатель: — А колобок и говорит: Не ешь меня, давай с тобой дружить. А дети тебе других колобков слепят.

(Художественное творчество — Дети лепят колобки)

Воспитатель: — Волку понравились ваши колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его. Катится колобок дальше по тропинке, а на встречу ем… Кто?

(Предполагаемые ответы детей — Медведь)

Воспитатель: — Какой медведь?

(Предполагаемые ответы детей — Большой, косолапый)

Воспитатель: — Что сказал медведь колобку?

(Предполагаемые ответы детей — Сказал, что съест его)

Воспитатель: — Колобок говорит медведю: не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют.

Дети играют с медведем в прятки.

Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под елкой, на горке, под горкой)

Воспитатель: — Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка.

Отпустил он его. Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса идет.

Воспитатель: — Какая лиса?

(Предполагаемые ответы детей — Хитрая, рыжая)

Воспитатель: — Что сказала лиса колобку?

(Предполагаемые ответы детей — Колобок, колобок, я тебя съем)

Воспитатель: — А колобок говорит: не ешь меня, я тебя за это похвалю.

Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, чтобы она не ела колобка.

Дети хвалят лису (хорошая, красивая, веселая, умная, рыженькая)

Воспитатель: — Хоть вы, ребята, и похвалили лису, она все равно съела нашего колобка. И даже его веселая песенка не помогла ему уйти от лисы.

Воспитатель: — Веселый и задорный колобок был так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе.

Дети и воспитатель отправляются обратно в детский сад на паровозике:

Едет, едет паровоз,
Две трубы, сто колес,
Чу-чу-чу-чу, далеко я укачу!

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами побывали в сказке «Колобок».  Ответьте мне: Какой герой сказки самый добрый?

(Предполагаемые ответы детей — Колобок)

Воспитатель: — А какой злой? Хитрый?

(Предполагаемые ответы детей — Волк – злой, а лиса – хитренькая)

Воспитатель: — Кому в этой сказке нужно помочь в беде? Кого пожалеть?

(Предполагаемые ответы детей — Колобка)

Воспитатель: — Кто не послушался старших? И что из этого получилось?

(Предполагаемые ответы детей — Колобка съела лиса)

Воспитатель знакомит детей с пословицами и выражениями к сказке:

  • «Доверчив будь, но меру знай. Кто слишком льстит, с тем не зевай!»

  • «Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком»

(поговорить с детьми о значении слов «с лишком», «слишком»).

Учитель начальных классов

МАОУ «Светлинская СОШ№2″

Светлинский район, п. Светлый

 Свидерская Елена  Николаевна

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

 Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.

Задачи:

•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;

•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;

•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами

Ход мастера – класса.

— Добрый день, уважаемые коллеги, я учитель начальных классов Свидерская Елена Николаевна. У каждого педагога есть свои педагогические находки, которые помогают достичь результатов обучения. Я приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Технология проблемного диалога  » (слайд презентации)

Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы предлагаю Вам игу «Поздороваемся ладошками». Разверните ладони  друг к другу, но не прикасайтесь ими. Прикасаемся только пальцами , начиная с большого и проговаривая такие слова:

  Желаем успеха большого всегда и везде! Здравствуйте!

       Начать мастер – класс мне хочется  со стихотворения Н.Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

         Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

        Возникает вопрос: Какими  методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

            Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Однако, я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.

      По мнению учёных   на сегодняшний день проблемно -_диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

      Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно -_диалогическую технологию.

               Таким образом, цель моего мастер-класса: представить   апробированную мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.

 — Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь.

—  Каждому  учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации)

             Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков

         Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

—   Рассмотрим модель  традиционного урока. (ответы) (слайд презентации)

— Она  такова: Сообщение темы урока, объяснение нового,   закрепление, сам.  работа.

(слайд презентации)

— Представлена  модель урока по проблемно- диалогическому методу обучения: этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа. (слайд презентации)

       —   Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель — усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.

     — Проблемно диалогическое    обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.

        Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.

       С чего начинается  любой проблемный урок? Конечно же,  с проблемной ситуации. (слайд презентации)

       С.Л.Рубинштейн утверждал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия».

         Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.  

Проблемная ситуация  создана.  Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение.   Следующий этап- постановка учебной проблемы.

       (слайд презентации)

  Постановку проблемы и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.  

        Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.  

  По определению Е.Л.  Мельниковой

 1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.  

 2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;  

—  Что происходит на традиционном уроке?

       Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.

      Поиск решения  — сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.  

    Если внимательно присмотреться к таблице «Классификация методов введения знаний»,  станет очевидной одна вещь. Колонка традиционных методов – это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой монолог учителя с учениками : «Я словечко – ты словечко». Иначе говоря, существуют две противоположные возможности вести новые знания на уроке: традиционный монолог и проблемный диалог

    Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

       Установлены взаимосвязи проблемно-_диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

    Традиционный урок всегда фронтален.

Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.  

         Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица» (слайд презентации)

         Я читаю текст, но не называю жанр,  предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: (слайд презентации)

 — Это сказка о животных!

—   Это басня!     ( Возникла Проблема! )  Ее нужно решать.  

Рассмотрим этап поиска решения.

 Решать будем в группах, вас коллеги прошу помочь Получилось 2 гипотезы.

  1 группа: проверяет гипотезу- сказка.

2 группа: проверяет гипотезу-  басня.

— -Как мы  будем узнавать?

  Составляем план действий(слайд презентации)

Вспомни: признаки сказки (басни)

Назови опорные слова

Проверь характерны ли данные признаки для произведения.

Сделай вывод.

Проверим гипотезы в группах.

— Вспомним правила работы в группах

 (Обычно в классе делю детей  4-5 групп. Поиск решения идет по другому сценарию. Сначала фронтальная проверка ошибочной гипотезы, а решающую гипотезу проверяем в группе или паре)

Выступление групп.

— Наши группы готовы.Слово предоставляется 1 группе.

Проверим 1 гипотезу

Назовите признаки сказок о животных  (по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) (слайд презентации)

Побуждение к контраргументу

 Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  (контраргументы)

— Значит,  нельзя считать произведение сказкой о животных. (Убираю гипотезу с доски.) (слайд презентации)

Слово предоставляется 2 группе

Проверим 2 гипотезу

-У нас есть еще одна гипотеза-басня.

 Какие черты характерны для басни? (опорные слова — Волшебство, иносказание и мораль)

 -Значит, ваша гипотеза о басне?

-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса. (слайд презентации)

-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания)  (слайд презентации)

   Итог.  Новое знание открыто.

Можно приступать к следующему этапу урока    

Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом предмете.

 Например: Проблемные уроки(слайд презентации)Урок русского языка.
                                     Тема «Ударение»

На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.

                                           Урок окружающего мира.

Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника:
«…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.Урок математики.  
Тема урока «Скобки». На доске запись:
9-3+4=10
9-3+4=2
— Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
— В каком примере нарушили порядок действий?

     Итак, я на собственном опыте убедилась, что   проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.

         Давайте вернемся к нашему вопросу:   Какими  методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика?

      Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы,    которые у вас на столе,  сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе  

1 группа

  Вставьте в предложения подходящие слова:

1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь   на … (уроке).

2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит , обретают творческие способности на … (уроке).

 Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

2 группа: 

Вставьте в предложения подходящие слова

1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на …

(уроке).

2) Главным на современном уроке  должен стать … (монолог или диалог?)

Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

3) Вывод:

 Выступление мое.

 Учитывая ваши мнения, мнения ученых,  я могу твердо сказать.

     Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

  Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»  

  Спасибо вам за помощь. (слайд презентации)

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

развлечение, волшебство, песенки,

тема: дружба

Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  

Волшебство, иносказание мораль

Гипотеза — басня

Гипотеза- сказка

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector