Меню

О чем меня заставил задуматься рассказ чехова казак

Все литературные произведения заставляют читателя задуматься, но лишь от читателя зависит, насколько глубокие мысли оставит то или иное произведение. Несмотря на то, что рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» достаточно короткий, он производит довольно сильное впечатление и может заставить человека задуматься над некоторыми аспектами человеческого бытия. Когда я читал «Кавказского пленника» я тоже о многом задумался. Прочтение рассказа побудило меня обдумать его содержание и проникнуться теми проблемами, которые в нём подняты.
В рассказе мы наблюдаем за историями жизни двух офицеров с абсолютно разными характерами. Жилин – военный, служивший в то время на Кавказе, возвращаясь домой на время отпуска, столкнулся с очень серьёзными проблемами. Вместе с ним был Костылин, проявивший себя впоследствии как малодушный предатель. Его испугали татары, и в итоге Жилин с Костылиным оказались в плену у врага. Они прошли через мучения, совершили неудачный побег и столкнулись с серьёзными проблемами, но окончилось всё вполне хорошо – вторая попытка бегства для Жилина была удачная, его спасли русские, а Костылина позднее выкупили из плена.
В первую очередь, читая рассказ, я задумался о том, с какими сложностями может столкнуться обычный человек на войне. В те времена война не была редкостью и люди наверняка привыкли к её тяготам, но в наше время всё это воспринимается совсем иначе. Я даже врагу не пожелал бы столкнуться с тем, с чем пришлось столкнуться Жилину и Костылину. В плену им было непросто, каждый день они могли быть убиты и наверняка переживали пленные всё это очень тяжело. Вообще любая война – это очень страшно, я считаю, что нужно делать всё возможное для того, чтобы предотвращать войны.
Также меня заставил задуматься поступок татарской девочки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена. Её пример говорит о том, что не все враги на самом деле являются врагами. Офицер не видел в юной девушке врага, поэтому общался с ней вполне дружелюбно и на равных. Совершить побег второй раз было практически нереально, но Дина ночью спустила в яму палку, по которой офицер смог выбраться наверх и впоследствии спасся.
Безусловно, рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» заставляет читателей задуматься. Как и любое другое хорошее литературное произведение, этот рассказ вызывает множество глубоких мыслей, связанных с простой человеческой добротой, мудростью, терпением и мужеством.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься «Кавказский пленник» читают:
Сочинение на тему «Жилин и Костылин – разные судьбы», 5 класс, кратко

5  класс
Урок № 39.
Тема.    Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
Цель:
обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости;
формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения;
воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование: тексты рассказа.
ХОД УРОКА.
І.        Организационный момент.
II.   Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».
III.   Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, – и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» – можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».
3. Беседа.
– О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного татарина» и старика).
4.Лексическая работа.
– Объясните значение слов выносливость, доброта, жестокость, мужество, находчивость, нерешительность, нетерпимость, отзывчивость, сила воли, стойкость, трусость, чуткость, эгоизм.
5.Продолжение беседы.
– Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера? (Жилиным и Диной движет любовь к людям, стремление делать им добро).
– Назовите пословицы о любви к людям и доброте.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Доброму Бог помогает.
Торопись делать добро, – не равно не успеешь.
Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!
Другу дружи, а недругу не вреди.
Чужой бедой сыт не будешь.
6. Слово учителя.
А вот что говорили о доброте известные люди:
«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой)
«Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго)
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон)
– Каков общий смысл данных высказываний и пословиц? (Доброта – величайшее достоинство человека).
7. Продолжение беседы.
– Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? («Красным татарином» и стариком движет ненависть и вражда к людям иной национальности и веры. Они считают, что только священная война – газават – поможет восстановить справедливость).
– Правы ли старик и «красный татарин»?
– Назовите пословицы о войне и мире.
Худой мир лучше доброй брани.
Войной да огнём не шутят.
Вражда не делает добра.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Кому мир недорог, тот нам  и ворог.
Мир – дело великое.
– Каков общий смысл этих пословиц? (Война и вражда между людьми – величайшее зло на земле).
8. Слово учителя.
В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне.
Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в замечательном рассказе «Кавказский пленник».
9. Составление плана сочинения.
I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?
Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
Какие качества проявились в Костылине?
Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?
10. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.
IV.  Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Оформить сочинение набело.
2.Инд.задания. Подготовить сообщения:
– о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя;
– подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии.
3.Инд.задание: подготовить выразительное чтение воспоминаний об А.П.Чехове.

Я прочитал рассказ Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник”. Этот рассказ о двух офицерах которые попали в плен, о двух противоположностях. Перед нами предстает образ храброго, деятельного, несгибаемого Жилина и слабого, бесхарактерного, ленивого Костылина. Когда читаешь произведение, то несомненно образ офицера Жилина вызывает уважение и восхищение, а Костылин не симпатичен и жалок.
Однако, это произведение заставило меня задуматься: “А как бы я повел себя в такой сложной жизненной ситуации?”. Этот вопрос оказался для меня очень сложным. Действительно, все мы хотим быть героями, отважными и бесстрашными. Но смогли бы мы сидеть в колодках в яме, довольствуясь пресным хлебом? Нашли бы мы в себе силы совершить побег, зная, что если нас догонят, то могут убить? А если убежим босиком, далеко ли? В наше время, когда люди более изнеженные, и любая маленькая ранка уже доставляет огорчение.
После прочтения, я не нашел ответа на свой вопрос. Конечно мне бы хотелось быть таким, как Жилин. Но я рад, что в конце рассказа писатель нам сообщил, что Костылина выкупили из плена. Поведение Костылина не может нравиться, но оно понятно.
Я понял, что есть вопросы, на которые нельзя ответить – но нужно отвечать. Всю жизнь

Произведения А. П. Чехова остаются популярными среди читателей разных возрастов многие десятилетия. Ставшие классическими, новеллы писателя содержат глубокие размышления на темы, связанные личностью и ее местом в этом мире. Одним из самых интересных и необычных произведений писателя является рассказ «Пари». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с его анализом по плану ниже.

История создания 

Создано «Пари» было в 1888 году для газеты А. Суворина «Новое время», но на печатных страницах появилось уже в 1889 г. Суворин был сильно обижен на писателя за то, что тот не писал произведений для его газеты. И Чехов решил загладить вину, написав рассказ специально для «Нового времени».

Изначально сочинение в трех частях было опубликовано под иным названием — «Сказка». Нынешний заголовок появился лишь в 1901 году после редактирования. Внёс Чехов и другие правки: сократил сам текст, заменил некоторые фразы и убрал финальную главу, из-за чего смысл полностью изменился.

Как признавался автор, поступил он так потому, что конец ему не понравился, показался «не в меру холодным и суровым». Что именно не решился оставить Антон Павлович? Фрагмент содержал в себе весьма забавный финал истории юриста и банкира. Как мы помним, к закату дней банкир изрядно поиздержался. Поэтому он решил заключить новое пари с богачом: он спорил на три миллиона, что бедняк может отказаться от миллиона по своим убеждениям. Банкир уже предвкушает выигрыш и отправляется в кабинет, чтобы показать всем письмо юриста и рассказать о его добровольном уходе из флигеля накануне завершения спора. Но там он застает юриста, который умоляет его отдать ему хотя бы 100 или 200 тысяч, ведь книги — блажь, которая его обманула, а настоящий мир убедил его в необходимости денег:

«Я так ошибался! […] Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! […] Я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!»

Несчастный банкир вернулся из кабинета и признал проигрыш спасительного пари. Теперь он действительно разорен.

Такой финал ироничен, но жесток по отношению к людям. Более того, он совсем не поучителен, ведь получается, что герой, лишенный общества людей и сошедший с ума, вмиг оправляется и становится таким, как был, стоило ему только вернуться в свет. Это означает, что пари выиграно юристом: он смог прожить 15 лет в заточении, но не измениться. Он легко восстановился и продолжил жить, как ни в чем ни бывало. Такой финал лишает рассказ нравственного смысла.

Жанр, направление

Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.

Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.

По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.

Смысл названия

Именно спор, возникший между двумя героями, и служит завязкой. Утверждение юриста о том, что невиновный может с легкостью провести в добровольном одиночном заточении несколько лет, кажется банкиру абсурдным. Чтобы доказать несостоятельность убеждений молодого человека, он ставит на кон два миллиона, абсолютно уверенный в том, что юрист выдержит не более 4 лет.

Смысл названия заключается в кратком обобщении его сюжета: речь идет о пари и его итогах.

Суть: о чем?

Старый банкир вспоминает о том, как когда-то заключил пари. Столкнулись спорщики на одном из приемов, которые раньше давал герой. Между ними завязалась бурная дискуссия на тему того, а что же лучше: всю жизнь просидеть в тюрьме или быть казненным? Банкир говорил, что находиться в заключении невыносимо, и лучше уж умереть, но его оппонент – молодой юрист — считал иначе. Тогда они и решили проверить, как будет на самом деле.

Банкир пообещал выплатить два миллиона по истечении пятнадцати лет, которые юрист должен был провести взаперти, в одном из флигелей сада. Общаться с людьми было нельзя, выходить за пределы «тюрьмы» — тоже. Все необходимые вещи — ноты, вино, еда и пр. — передавались через маленькое окошко в любом запрашиваемом объеме. 

Первый год для добровольного узника проходил в скуке, затем у него понемногу появилось желание развиваться. Учебники для изучения иностранных языков, научные труды — все это выписывалось и читалось им в огромных количествах. Литература стала для него единственным спасением.

«В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около шестисот томов»

И вот настает назначенный день. Но банкир, растративший все свои сбережения, уже не хочет отдавать остатки. Тогда задумывается об убийстве.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, — подумал старик, — то подозрение прежде всего падет на сторожа»

Зайдя в комнату, в которой содержали заключенного, он находит за столом обтянутый кожей болезненный скелет. Перед ним лежит письмо, в котором говорится о том, что юрист, осознав никчемность материальных ценностей и глупость человечества, отказывается от выигрыша и решается на побег.

Банкир, которого эти слова потрясли до глубины души, раскаивается. Подробное краткое содержание со всеми важными деталями Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Пари» имеют свою характеристику:

  1. Банкир – ныне старик, бывший богач: он без особых раздумий был не против потратить пару миллионов на случайный спор. Азартен, очень зависим от роскоши, вспыльчив. Беспечность по отношению к финансам приводит к разорению, и, когда назначенная дата выплаты выигрыша приближается, он осознает, что лишних денег совсем нет. Поэтому в приступе жадности готовится к убийству узника, но коварный замысел исполнить не удается. 
  2. Юрист – упорный и амбициозный человек, не желает отказываться от своей точки зрения даже тогда, когда ему грозит провести значительный срок в полном одиночестве. В заточении он постепенно меняет образ мышления, начиная презирать порочное общество. Доходит до того, что он предпочитает сбежать, отказываясь от награды. Сильно развивается интеллектуально, так как книги становятся для него практически единственным доступным развлечением и источником информации. Но взамен он теряет связь с реальностью, ибо настоящая жизнь проходит мимо.

«Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и <…> жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Темы

Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:

  1. Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
  2. Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
  3. Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
  4. Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное. 
  5. Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному. 

«Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин…»

У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.

Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.

Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.

Основная идея

Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.

Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».

Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».

Чему учит? 

Чехов показывает, как сильно, оставшись в одиночестве, личность может измениться. Юрист, приобретя мудрость из сочинений, считает себя умнее всех, но стоит задуматься, настоящий ли это жизненный опыт? Ведь герой не переживает многое из того, что доступно остальным. Все его представления о мире исходят из увиденного до заключения и того, что удалось прочесть. Так может ли подобный человек с уверенностью судить о других? Чехов в рассказе «Пари» заставляет задуматься о том, что мы не должны подменять реальный опыт книжным и считать себя непревзойдёнными мудрецами после каждого прочитанного тома. Только знания, нашедшие практическое применение в жизни, могут сделать нас по-настоящему мудрыми и сильными. Живя лишь за счет книжного опыта, человек не развивается, а деградирует. Такова мораль произведения «Пари».

Также нужно сказать о том, что люди не могут жить в полном одиночестве, не потеряв себя. Изоляция от себе подобных способствует лишь разочарованию в жизни и отчаянию. Вот чему учит рассказ «Пари».

Художественные особенности

Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги). Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет.

Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.

Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)

Критика

Из дневников композитора и публициста А. Б. Гольденвейзера известно, что Л. Н. Толстому рассказ очень понравился. Он посчитал его интересным, с необычной задумкой, а также отдельно похвалил литературное мастерство автора.

Некоторые (в том числе, писатель М. Н. Альбов) отмечали, что период жизни, в который создавалось произведение, был для Чехова довольно тяжелым и мрачным. Особенно сильно это проявилось в презрительном отношении юриста к людям, четко проявившемся во время заточения.

Автор: Инна Колокольникова

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

1.

Книга – твой друг.

1

2.

Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

3.

Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка».

1

5.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

6.

Сказки народов России. «Падчерица».

1

7.

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

8..

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».  «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

9..

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

10.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

11.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

12.

Русская басня в XX веке.

1

13.

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

14.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

15.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

16.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

18.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

19.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

20.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

21.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

22.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

23.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

24.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

25-26.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

2

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

28.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.  Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».

1

29.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

30.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

31.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

32-33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

34.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.  Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа

1

35.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

1

36-37.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.  

Анализ сочинения.

2

38.

Контрольная работв по теме литература XIX века.

1

39.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

40.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

41.

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

42.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

43.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

44.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

45.

Р/р. Сочинение «Чудо — природы»

1

46.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

47.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

49.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

50.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

51.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 

1

52.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

53.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

54.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

55.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

56.

Родная природа в произведениях писателей XX века.  В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

57.

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1

58.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

59.

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

60.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

61.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

62.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

63.

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

64.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

65.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

66.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

67.

Техника чтения.

1

68.

Литературная игра.

1

69.

Рекомендации для летнего чтения.

1

70.

Заключительный урок.

1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector