Этапы сестринского процесса в лечебной физкультуре



Особенности метода лечебной физкультуры (ЛФК)

В терапевтическом отделении реабилитационные мероприятия дополняются лечебной физкультурой (ЛФК).

Лечебная физкультура – это комплекс мер физической культуры, направленных на пациента с целью укрепления здоровья, избавления от болезни, профилактики заболевания.

Особенности метода лечебной физкультуры

  1. Воздействие на человека происходит через физические упражнения.
  2. Пациент принимает активное участие в реабилитационном и оздоровительном процессе.

Средства физической культуры, используемые в ЛФК:

  • Физ. упражнения
  • Двигательные режимы
  • Массажные комплексы упражнений
  • Естественные окружающие факторы
  • Трудотерапия.

1. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, подразделяются на:

  • гимнастические: общие и дыхательные, пассивные и подвижные; на снарядах и без снарядов;
  • спортивно-прикладные: бег, плавание, ходьба, катание на коньках, метание мяча, прыжки и др.;
  • игры: активные, спортивные, малоподвижные. Из игр в условиях санаториев могут применяться: городки, теннис, волейбол и др.

2. Двигательные режимы определяют рекомендуемую подвижность пациента и подразделяются на:

  1. Строгий постельный режим – весь уход осуществляется медицинской сестрой или медицинским работником. Пациенту запрещено садиться или переворачиваться на другой бок.
  2. Постельный режим – поворачиваться можно, присаживаться также (не свешивая ног), а все методы лечебной физкультуры проводятся с больным в положении сидя.
  3. Полупостельный режим – больной может быть на постели или около нее на стуле. Многие действия все еще выполняет медицинский персонал.
  4. Палатный режим – пациент уже переходит на самоуход. ЛФК выполняется самостоятельно – сидя, стоя, лежа.
  5. Свободный режим – пациент проявляет полную самостоятельность – перемещается по палате и коридорам. В зависимости от заболевания применяются различные реабилитационные упражнения ЛФК.

3. Массаж может использоваться для реабилитации больного, если отсутствуют явные противопоказания:

  • любой инфекционный процесс, находящийся в острой фазе;
  • новообразования злокачественного и доброкачественного характера;
  • туберкулезные заболевания – любые;
  • нагноительные процессы любой локализации;
  • сыпь самых различных этиологий;
  • заболевания кожи, кожных покровов;
  • любые заболевания или болезни крови;
  • расстройства сердечно-сосудистой системы, недостаточность кровообращения третьей степени;
  • остеомиелиты в хронической стадии, стадии ремиссии;
  • лимфатические узлы увеличены;
  • наличие любого болевого синдрома;
  • остаточные явления после перенесенной травмы мозга головы.

4. Естественные факторы окружающей среды (природные факторы) имеют место практически в каждом реабилитационном процессе.

  • солнечные ванны (закаливание), облучение солнечными лучами в период выполнения ЛФК;
  • воздушные ванны (закаливание), аэрация, нахождение на свежем воздухе во время выполнения ЛФК;
  • водные процедуры (закаливание), обтирания, обливания, гигиенические души, купание в море или пресном водоеме.

5. Трудотерапия, при грамотной организации, учитывающей медицинские рекомендации, оказывает благотворное влияние на восстановление нормальной жизнедеятельности пациента.

Помогая вернуть утраченные профессиональные и психологические установки, восстановить функции пораженной части организма.

Трудотерапия – хорошее лекарство от чувства неполноценности, ущербности, беспомощности, бесполезности.

По мере протекания процесса реабилитации, восстановления двигательной способности, больной обязан на добровольной основе заняться каким-нибудь делом.

Трудотерапия – это не только работа на благо общества по производству полезных предметов. Достаточно того, что пациент будет выполнять близкую ему работу.

Такая деятельность помогает вернуть утраченное душевное спокойствие, чувство радости, эмоциональный настрой.

Источник статьи: http://xn—-7sbbnedsaspp4bidbq2d6j.xn--p1ai/terapija/50-osobennosti-metoda-lechebnoy-fizkultury-lfk.html

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Что такое сестринский процесс (СП) и как он применяется на практике? Рассмотрим историю, поговорим о целях и этапах сестринского процесса. СП включает в себя и сестринскую диагностику, которая отличается от врачебной. Коснемся вопросов документирования сестринского процесса и связанных с ней проблем.

Сестринский процесс: что это?

В связи с новым подходом к организации работы медицинской сестры в России внедряется такое понятие, как сестринский процесс (на основе западной модели сестринского дела). Впервые описанное Лидией Холл в 1955 году в журнале «Новости общественного здравоохранения» (США), определение сестринского процесса развивалось, несколько изменялось, и на сегодняшний день мы можем сказать следующее.

Сестринский процесс (СП) — это научная технология или методология организации и оказания практической сестринской помощи (сестринского ухода за пациентом). По сути это четкий план действий медсестры и последовательное его выполнение. Итак, СП представляет собой:

  1. продуманный план сестринской помощи, основанный на проблемах пациента
  2. реализация плана медицинской сестрой совместно с пациентом
  3. оценка эффективности действий медсестры
Читайте также:  Гимнастика для глаз клипарт

При этом сестринский процесс является динамичным и цикличным — в ходе оказания помощи пациенту могут возникать новые проблемы, требующие планирования и решения.

Цели сестринского процесса

В оказании сестринской помощи основной целью сестринского процесса является восстановление и дальнейшее поддержание независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей:

  • физиологических
  • психологических
  • социальных
  • духовных

Процесс достижения цели потребует от медицинской сестры комплексного (холистического) подхода к пациенту как к личности. В конечном итоге пациенту должно быть обеспечено приемлемое качество жизни с максимально доступным комфортом. Проблемы и трудности, с которыми будет сталкиваться пациент, следует свести к минимуму. При этом обязательно нужно учитывать культурный уровень и духовные ценности пациента. Дезадаптированным после заболевания и травмы пациентам медицинская сестра оказывает также психологическую помощь и поддержку.

Для достижения цели сестринского процесса медицинской сестре понадобятся такие факторы как:

  • составление информационной базы данных о пациенте
  • определение и выявление основных и второстепенных потребностей пациента в процессе сестринского ухода
  • обозначение приоритетных проблем и первоочередности задач в сестринском уходе
  • последовательная и постоянная реализация планируемых задач в оказании сестринской помощи
  • оценка эффективности сестринского ухода, при необходимости — пересмотр задач и новое планирование
  • оценка достижения цели сестринского процесса

Итак, последовательность целей сестринского процесса:

  1. обеспечить пациенту оптимальное качество жизни с учетом его состояния
  2. максимально облегчить страдания и минимизировать трудности и проблемы пациента
  3. помочь пациенту и его семье адаптироваться в состоянии после травмы или заболевния
  4. восстановить и научить поддерживать независимость пациента при удовлетворении физиологических и психологических потребностей или в обеспечении достойного и спокойного ухода из жизни

Отойдя от научного изложения, резюмируем, что цель сестринского процесса — помочь пациенту адаптироваться к тому состоянию, которая возникла у него по причине заболевания или травмы, научить его обслуживать себя и жить настолько полноценно и независимо, насколько это возможно.

Этапы сестринского процесса

В настоящее время сестринский процесс принято разделять на 5 последовательных и взаимосвязанных этапа практической деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациенту. На каждом этапе медицинская сестра выполняет строго определенные действия.

Первый этап: сестринское обследование пациента

На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра занимается сбором информации о пациенте с ее последующей оценкой. Сбор и оценка информации производится с помощью методов:

  • субъективных
  • объективных
  • дополнительных

Субъективная информация

Данные о пациенте и его проблемах могут быть получены как от самого пациента, так и от его родственников, дежурных медицинских работников, из имеющейся медицинской документации. Информация должна быть максимально точной и полной. В процессе беседы медицинским сестрам рекомендуется использовать способствующие эффективному и доверительному общению факторы: располагающую обстановку, подходящее время беседы, дружелюбную манеру разговора. Такой поход обеспечит создание доверительных отношений между медицинским работником и пациентом, без которых трудно добиться хороших результатов в лечении и — тем более — сестринском уходе.

Субъективные данные о пациенте включают в себя:

  • общие сведения — паспортные данные, пол, возраст, семейное положение, профессия и место работы, адрес проживания
  • история возникновения и развития проблем со здоровьем, сведения об аллергологическом и эпидемиологическом анамнезе (наличие аллергии, частота и длительность аллергических реакций, контакты с инфекционными больными)
  • жалобы в настоящий момент (физические, психологические), при боли — характер, локализация, длительность, интенсивность, реакция пациента на боль
  • социологические данные о пациенте (условия проживания, рабочего места, круг общения)
  • психологические данные — адаптация или дезадаптация в связи с болезненным состоянием

Объективные данные

Медицинская сестра собирает информацию о пациенте с помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), а также инструментальных методов исследования.

К объективной информации о пациенте относят:

  • данные общего и детального осмотра пациента: цвет, целостность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие высыпаний, изъязвлений, повреждений, волосяной покров — на наличие педикулеза, при наличии отеков отмечается их локализация
  • физическое обследование: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, живота и другие данные по необходимости
  • состояние сознания: ясное, спутанное, нарушенное (бред, галлюцинации, ступор, сопор, кома)
  • выражение лица: спокойное, страдальческое, безразличное, тревожное, настороженное и т.п.
  • положение: активное, пассивное, вынужденное
  • температура тела, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, артериальное давление
  • естественные отправления (самостоятельно, регулярно, с помощью моче- и калоприемника, стомы)
  • состояние памяти, органов чувств
  • наличие используемых резервов: протезы, в том числе съемные зубные, очки, контактные линзы, слуховой аппарат
  • способность к передвижению, приему пищи и воды, обслуживанию себя
  • психоэмоциональное состояние, социальная среда
Читайте также:  Медицинский контроль при занятиях физкультурой и спортом

Дополнительная информация

Сбор дополнительных данных предполагает лабораторные исследования и диагностические мероприятия с привлечением медицинского оборудования:

  • исследования крови, мочи
  • электрокардиография
  • флюорография
  • ультразвуковая диагностика
  • другие необходимые методики, которые медицинская сестра проводит самостоятельно, либо готовит к ним пациента.

Заключительные действия медицинской сестры на первом этапе СП — документирование полученных о пациенте сведениях, составление базы данных и заполнение сестринской истории болезни.

Второй этап: сестринская диагностика

Постановка сестринского диагноза — это выявление и обозначение проблем пациента. Врачебный диагноз, к которому давно привычны и медицинские работники, и пациенты, определяет конкретное заболевание и основывается на комплексной оценке физических данных и результатов обследования.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента, выявленное в результате сестринского обследования и требующее сестринского вмешательства (ухода).

Сестринская диагностика — это обозначение проблем пациента, присутствующих в данный момент (явных) и тех, которые могут возникнуть в дальнейшем в связи с состоянием пациента (потенциальных).


Обозначение сестринского диагноза проводится посредством наблюдения за пациентом и беседой с ним самим и/или с его родственниками. Сестринских диагнозов обычно бывает несколько, их еще называют сестринскими проблемами. Примеры сестринских диагнозов, связанных с явными (существующими) проблемами пациента:

  • высокая температура тела
  • повышенное АД
  • жгучая боль за грудиной
  • страх смерти
  • повышенная потливость

Примеры сестринских диагнозов, связанных с потенциальными проблемами пациента:

  • риск развития инфаркта миокарда
  • риск возникновения пролежней
  • риск суицида
  • риск развития обезвоживания
  • риск возникновения инсульта

Оценив имеющиеся у пациента проблемы, медицинская сестра выделяет из них приоритетные, которые должны решаться в первую очередь. Первичный приоритет имеют проблемы, которые при отсутствии вмешательства со стороны медиков несут угрозу для жизни пациента. Далее следуют промежуточные приоритеты — проблемы не опасные для жизни больного, но требующие скорейшего решения. Вторичными приоритетами принято обозначать проблемы, возникающие вследствие заболевания, но не связанные с ним непосредственно. Например, при пневмонии первичный приоритет будет составлять одышка, промежуточный — ограничение свободного передвижения в связи с госпитализацией, вторичный — беспокойство о временной потере трудоспособности.

Сестринские диагнозы отражают все жизненные сферы пациента и делятся в зависимости от этого на

  • физиологические
  • психологические
  • социальные
  • духовные
Сестринские диагнозы, связанные с нарушением различных процессов у пациента
  1. дыхание: затрудненное, кашель (продуктивный, непродуктивный), удушье
  2. движение: нарушенная координация, затруднение из-за тугоподвижности суставов, ограниченное, снижена двигательная активность
  3. кровообращение: брадикардия, тахикардия, нарушение ритма, отеки, похолодение кистей, стоп
  4. пищеварение: тошнота, рвота, изжога, понос, запор, нарушение глотания
  5. питание: пониженное, повышенное, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания
  6. гомеостаз (все виды): гипотермия, гипертермия, снижение иммунитета, обезвоживание
  7. мочевыделение: недержание, задержка мочи, мочеиспускание сопровождается болью
  8. поведение: отсутствие желания к общению, социальная самоизоляция, отказ от приема лекарств и пищи, склонность к суициду
  9. внимание: сниженное, усиленное, ослабленное
  10. восприятие и ощущения: нарушения слуха, зрения, обоняния, вкуса; боли (локализация, характер, интенсивность)
  11. мышление: изменения интеллекта, нарушения пространственной ориентации
  12. память: амнезия, гипомнезия, гипермнезия
  13. гигиенические потребности: недостаток гигиенических знаний, навыков самоухода, отсутствие медицинского обслуживания
  14. эмоции: беспокойство, апатия, безразличие, негативизм по отношению к оказывающим помощь медицинским работникам, ощущение одиночества, покинутости, ненужности

Третий этап сестринского процесса: постановка целей и планирование

На третьем этапе медицинская сестра вместе с пациентом определяют: что должно быть результатом ухода (сестринских вмешательств)? На основании этого медсестрой ставятся цели и проводится планирование работы в порядке приоритета проблем пациента. Цели сестринских вмешательств:

  • краткосрочные — должны быть достигнуты в течение 7-14 дней
  • долгосрочные — гораздо более длительные по времени, могут достигаться к моменту выписки пациента из стационара, к определенному сроку со дня заболевания или пребывания дома после выписки
  • Соответствие проблемы пациента и сестринской компетенции
  • Ясность и конкретность
  • Сосредоточенность на пациенте
  • Понятность для пациента и его близких, а также для других медицинских работников
  • Достижимость с учетом пожеланий пациента и его близких, а также возможностей медицинской сестры
  • Каждая цель должна быть единичной
  • Наличие срока исполнения
  1. Исполнение: действие — глагол
  2. Критерий: дата, время, расстояние
  3. Условие: с помощью чего-либо, кого-либо
  • пациент сможет ходить по палате с помощью медработника на восьмой день пребывания в отделении
  • пациентка придет в сознание в течение 5 минут с помощью вдыхания паров нашатырного спирта
  • приступ бронхоспазма у пациента купируется через 30 минут с помощью ингаляции беродуала
Читайте также:  Что такое универсальные учебные действия на уроках физкультуры

После формирования целей медицинская сестра составляет индивидуальный план сестринского ухода за пациентом. План сестринских вмешательств — это письменное руководство с подробным перечислением действий медицинской сестры, направленных на достижение целей ухода.

Сестринские вмешательства

Сестринское вмешательство — это действие медицинской сестры, направленное на достижение целей согласно плана ухода за пациентом. Сестринские вмешательства делятся на три вида.

Зависимые — выполняются по назначению врача, которое зафиксировано во врачебной истории болезни (карте пациента). Например, проведение инфузий и инъекций, раздача таблетированных лекарственных средств, постановка разного вида клизм, дуоденальное зондирование т.д. Некоторые зависимые сестринские вмешательства проводятся под строгим наблюдением врача (введение наркотических анальгетиков, переливание крови и ее компонентов).

Независимые сестринские вмешательства проводятся медицинской сестрой самостоятельно, в пределах собственной компетенции, без прямого врачебного назначения, согласно стандартом и инструкциям. Например, измерение артериального давления и температуры тела, наблюдение за пациентом в процессе лечения, помощь пациенту в проведении гигиенических мероприятий, обучение наывкам, кормление, оказание доврачебной помощи.

Взаимозависимые сестринские вмешательства выполняются медицинской сестрой в сотрудничестве с другими работниками, оказывающими помощь в лечении пациентов. Это врачи, другие медицинские сестры, инструктор ЛФК, массажист, психолог, работник социальной сферы. Примеры: участие в консультировании, подготовка к исследованиям, ассистирование при операции.

В планировании ухода за пациентом определяется объем сестринских вмешательств, необходимый пациенту.

Четвертый этап: реализация запланированных сестринских вмешательств

Сестринский процесс на четвертом этапе: медицинская сестра непосредственно осуществляет уход за пациентом, следуя предписанному плану. Реализация плана — это непосредственное выполнение действий, направленных на достижение поставленных целей. Здесь существуют следующие требования:

  • Систематическое следование плану
  • Координирование своих действий в соответствии с запланированными и реальным состоянием пациента
  • Вовлечение в процесс ухода как самого пациента, так и его близких
  • Осуществление сестринских манипуляций по алгоритмам
  • Оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента
  • Регистрация выполненных действий в сестринской истории болезни

Пятый этап: оценка результатов сестринской деятельности

На пятом этапе сестринского процесса проводится итоговая оценка сестринского ухода за пациентом. Оценивается эффективность сестринских вмешательств, по необходимости план корректируется. Цель итоговой оценки — определение полученного результата. Сестринский уход оценивается непрерывно — от оценки приоритетной потребности пациента до выписки пациента из стационара либо его смерти.

Для медицинской сестры постоянно идет процесс сбора и критического анализа информации, который включает в себя:

  1. сравнение запланированного и полученного результата
  2. оценка эффективности сестринского вмешательства, которое было запланировано
  3. при отсутствии или недостаточности результатов — переоценка и новое планирование
  4. анализ деятельности на всех этапах, корректировка плана или составление нового планирования

Оценка результатов и коррекция плана позволяют определить качество сестринского ухода, реакцию пациента на вмешательства, выявить новые проблемы пациента.

Сестринский процесс: документация

К сожалению, пока нет единой сестринской документации, утвержденной централизовано. Однако каждое лечебное учреждение, внедрившее в свою практику сестринский процесс, пользуется собственными формами, разработанными внутри организации.

Вся деятельность медицинской сестры в процессе ухода регистрируются в сестринской истории болезни. Варианты названия сестринской документации:

  • сестринская карта наблюдения за состоянием здоровья пациента
  • сестринская история состояния здоровья пациента
  • сестринская история болезни пациента

Важнейшая составляющая часть этого документа — карта сестринского ухода. В ведении сестринской документации, осуществляя и регистрируя весь сестринский процесс, следуйте рекомендациям:

  • Проблемы пациента описывайте его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а самому пациенту — лучше понять план ухода и необходимость действий медсестры
  • Целями называйте то, чего хотите добиться совместно с пациентом; четко формулируйте цель и предполагаемый срок ее достижения
  • На каждого пациента составляйте индивидуальный план, основываясь на стандартных планах ухода
  • Храните план в удобном месте для пациента и медицинских работников, осуществляющих уход
  • Всегда регистрируйте сроки реализации плана, а также дополнительные действия, которые потребовались пациенту
  • Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самоуходом и самопомощью
  • Обучите участников ухода (родственников, младший медперсонал) выполнять элементы ухода и регистрировать их.

Статья написана на основе источника: Т.П. Обуховец, О.В.Чернова «Основы сестринского дела»

Источник статьи: http://www.omedsestre.ru/sestrinskij-process/


Adblock
detector