Яблонская циклис физкультура и плавание в детском саду

 

Программа по дополнительному образованию » Дельфиненок»
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа по дополнительному образованию » Дельфиненок»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Обучение плаванию в детском саду» для детей дошкольного возраста.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №814», Дошкольное Образовательное Учреждение №2698

Младшая группа; средняя группа; старшая группа; подготовительная группа.

Обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, формирование двигательной активности, развитие физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

  • освоение основных навыков плавания,
  • воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.),
  • воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием,
  • формирование стойких гигиенических навыков.

Срок реализации Программы

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

На занятиях по программе «Дельфиненок» дети получают помимо основных спортивных способов плавания еще и навыки прикладного плавания и спасения на воде. Таким образом обучающиеся будут иметь представление о поведении на открытых водоемах и спасение утопающих.

Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов:

  • «Конвенцией о правах ребенка»;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • Санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.3172-14.

Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка, несомненно, является физическая культура.

Дополнительно к организованной образовательной деятельности (далее ООД) по физической культуре включается ООД по плаванию, которая, способствует оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.

От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования . Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Читайте также:  Автономная гимнастика фохтина упражнения

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы А.А. Чемениева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 1,5-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта — освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
  • оздоровительно-профилактический комплекс;
  • развлечения, праздники на воде.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, — стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Обучение плаванию в детском саду» (далее Программа) разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Растем и развиваемся в детском саду» и программы С.В Яблонская, С.А Циклис «физкультура и плавание в детском саду». И.В Сидорова «Как научить ребенка плавать».

Программа по обучению плаванию предназначена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Организованная образовательная деятельность проводится с 1октября по 31 мая. Срок реализации программы — три года обучения.

Цель : укрепление детского организма, обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле;
  • Обучить основам санитарно-гигиенических правил и правил поведения на воде;
  • Совершенствовать опорно – двигательный аппарат;
  • Формировать правильную осанку;
  • Повышать работоспособность организма;
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать двигательные умения и навыки;
  • Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе;
  • Воспитывать заботу о своем здоровье;
  • Приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
  • Формировать стойких гигиенических навыков.

Режим занятий — 8 занятий в месяц (2 раза в неделю, 72 часа в год).

Время занятия – 1 академический час (30минут — младший возраст, 45 мин- старший возраст включая релаксационные паузы).

Форма проведения — по подгруппам (5-7 детей, в зависимости от возраста).

  1. Систематичность . Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
  2. Доступность. Предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
  3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
  4. Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование
  5. Последовательность и постепенность . При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.
  6. Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения.
Читайте также:  Комплекс утренней гимнастики для дошколят

Значимые характеристики детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Характеристика особенностей развития детей

Организованная деятельность физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку — представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно — сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействие вестибулярного аппарата и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

2.1.2. Требования к уровню подготовки воспитанников.

Уровень подготовки в младшей и средней группе

В период освоения детей в воде, начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды — сопротивлением, поддерживающей силой и др.

Читайте также:  Бочкарев гимнастика для всех
  • Учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Делать попытки лежать на воде.
  • Учить простейшим плавательным движениям ног.

К концу года дети будут уметь.

  • Погружать лицо и голову в воду
  • Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
  • Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
  • Выполнять упражнение «Крокодильчик»
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
  • Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседания в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
  • Пытаться подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна.
  • Выполнять упражнения в паре «На буксире».

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

Уровень подготовки в старшей и подготовительной группе

К младшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.

К концу года дети будут уметь.

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Скользить на груди с работой ног.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

  • Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  • Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • Повышение показателей физического развития детей;
  • Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
  • Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
  • Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  • Формирование нравственно-волевых качеств.

Требования к качеству освоения программного материала детьми занимающимися плаванием.

В результате освоения программного материала по плаванию дошкольники:

— правила поведения в бассейне;

— краткий обзор развития плавания;

— краткие сведения о строении и функциях организма;

— влияние плавания на организм;

— правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;

— о назначении оборудования и инвентаря;

— правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;

— правильно выполнять технику плавания способом кроль на груди;

— участвовать в спортивных состязаниях и праздниках;

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/11/29/programma-po-dopolnitelnomu-obrazovaniyu-delfinenok-0


Adblock
detector