Юный волейболист м физкультура и спорт

Железняк — Юный волейболист

Учебное пособие для тренеров. Для специалистов.

Юный волейболист : Учеб. пособие для тренеров. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с., ил.

Автор книги, заслуженный тренер СССР, профессор, в течение многих лет успешно работал с различными командами юных волейболистов.

В основе книги — положения, заложенные в программе ДЮСШ по волейболу. В отличие от других пособий такого типа в ней впервые раскрываются модельные характеристики игроков на каждом возрастном этапе подготовки, даются критерии оценок уровня подготовленности юных волейболистов.

©Издательство «Физкультура и спорт», 1988 г.

В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно-ме- тодические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп. В соответствии с этими изменениями были созданы поурочные программы подготовки юных волейболистов. Для развития массовой спортивно-оздоровительной работы среди школьников по волейболу последний включен в комплексную программу по физическому воспитанию в школе: на уроках физической культуры в 5—11 классах, во внеклассных занятиях.

Настоящее учебное пособие написано на основе поурочных программ и призвано оказать тренерам помощь в работе с юными волейболистами. Эти программы конкретизируют и детализируют подготовку, начиная от отбора и до работы с юниорами, у которых тренировки строятся в режиме волейболистов высших разрядов.

В пособии дана характеристика системы подготовки резервов высококвалифицированных волейболистов, раскрываются вопросы организации и содержания работы с юными волейболистами в детско-юношеской спортивной школе. С позиций системного подхода раскрывается содержание тренировки, соревнований, материально-техни- ческое оснащение подготовки, рассматриваются вопросы управления, формирования личности юного спортсмена.

В пособии освещаются также планирование и организация работы, построение микроциклов и конкретных тренировочных занятий с юными волейболистами в группах начальной подготовки, в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования.

Пособие существенно отличается по построению и содержанию от ранее изданных и прежде всего тем, что в нем не дается набора различных упражнений, — в методической литературе их представлено с избытком. Сейчас важно определить методические основы построения тренировки и эффективного применения многообразных средств и методов. Впервые достаточно подробно раскрываются модельные характеристики волейболистов на каждом возрастном этапе, даются критерии оценки уровня мастерства юных волейболистов. Предпринята попытка поновому подойти к оценке уровня спортивной подготовленности юных волейболистов. В основу положены объективные показатели, на базе которых осуществляется планирование многолетней подготовки, а также оценивается эффективность этого процесса.

Автор с благодарностью примет замечания читателей по существу рассматриваемых в книге вопросов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ЕДИНСТВО СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ, ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ И МАССОВОЙ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ

Спортивный волейбол охватывает возраст 9—30 лет; в сфере массовой физкультуры волейболом занимаются с 7—8 лет (мини-волейбол) и практически без ограничения возраста.

Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.

Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой.

При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов (подсистемы): подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы.

Модель такой системы включает: блок целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик юных волейболистов на весь период многолетней подготовки, блок функций обеспечения (сюда входят отбор спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, профессиональный уровень тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность, организационные формы), блок непосредственной реализации целей, которые составляют тренировка, соревнования, профилактически-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена.

Подготовка волейболистов высших разрядов оказывает определяющее влияние на подготовку спортивных ре- 5

зервов в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и т. д. Показатели уровня подготовленности команд высших разрядов являются критерием оценки качества работы с резервами.

На массовую спортивную работу по волейболу спорт высших достижений оказывает огромное влияние в плане агитации и пропаганды волейбола и вовлечения в занятия широких масс.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов, по уровню мастерства отвечающих модельным требованиям для волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий ее эффективности. С другой стороны, она тесно связана с работой общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и других организаций, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Спортивные школы организуют

работу групп начальной подготовки главным образом на базе общеобразовательной школы, специализированных классов по волейболу, помогают в проведении массовых соревнований в своем районе, оказывают методическую помощь и т. д. Лучших юных волейболистов привлекают к занятиям в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля.

Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В таком случае эта система своими задачами связана с общей системой подготовки волейболистов.

Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы управления.

ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Продолжительность многолетней подготовки резервов имеет определенные границы: это предельный возраст (9—11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (18—20 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.

Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резервов, которые отвечают специфике игровых видов спорта.

Первый этап — этап отбора, начальной спортивной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т. е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9—14 лет.

1. Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.

2. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.

3. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.

4. Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.

5. Обучение основам техники и тактики игры.

6. Приучение к игровой и соревновательной деятельности.

1. Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.

2. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).

3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, ско-ростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).

4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.

7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10—12 лет), волейболу (13—14 лет).

9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).

Второй этап — этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 15—17 лет.

1. Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.

2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

3. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.

4. Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки. Содержание подготовки:

1. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).

2. Упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных движений, расширения двигательного опыта.

3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т. п.).

4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий;

упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.

5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным техникотактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств.

6. Интегральная подготовка, цель которой — научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовывать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.

7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

8. Определение игровой функции каждого спортсмена

(связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.

Читайте также:  Как проводят разминку перед гимнастикой

9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).

Третий этап — этап спортивного совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 18—20 лет.

1. Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.

2. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.

3. Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.

4. Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке). Содержание подготовки:

1. Подготовка и-сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).

2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.

3. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.

4. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.

5. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.

6. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.

7. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).

8. Теоретические занятия по специальной программе.

9. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).

По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЮСШ И СДЮШОР И ЗАДАЧИ ИХ РАБОТЫ

Учебно-тренировочные группы ДЮСШ и все группы СДЮШОР комплектуются из способных учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, а также работающей молодежи.

Для зачисления в ДЮСШ и СДЮШОР они должны выполнить установленные программой приемные нормативы по спортивной подготовке и иметь соответствующие документы.

В группу следующего учебного года учащиеся переводятся решением тренерского совета, если они выполнили установленные программой требования для данного года обучения. Так как в группе могут находиться учащиеся трех возрастов, некоторых из них можно переводить в следующую группу раньше кое-кого можно в виде исключения оставить повторно (если позволяет возраст).

Юные волейболисты, направленные в СДЮШОР, ШИСП или команду мастеров из ДЮСШ, имеют право выступать в соревнованиях за свою ДЮСШ.

Содержание учебно-тренировочного процесса определяется поурочными программами по волейболу для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденными Госкомспортом СССР. Учебные планы рассчитаны на 52 недели занятий, при этом 46 недель в ДЮСШ и СДЮШОР и 6 недель в оздоровительно-спортивных лагерях и по индивидуальным планам занимающихся на период их активного отдыха.

Основные формы занятий в ДЮСШ и СДЮШОР — тренировочные и теоретические, участие в соревнованиях и контрольных играх, учебно-тренировочные сборы, занятия в оздоровительно-спортивных лагерях, медико-вос- становительные мероприятия, просмотр и анализ учебных киноматериалов, видеозаписей соревнований ведущих команд.

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических

Примечание. Наполняемость учебных групп и тренировочные режимы даны в соответствии с новым положением, утвержденным после выхода в свет поурочных программ.

часов, в учебно-тренировочных группах — 3 часов и в группах спортивного совершенствования — 4 часов. Количество занятий в неделю определяет спортивная школа, руководствуясь задачами выполнения программных требований, подготовки к соревнованиям и т. д. В объем

нагрузки входят тренировочные, теоретические занятия, участие в соревнованиях, восстановительные мероприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ, ДОКУМЕНТАЦИЯ

Квалифицированно разработанная и образцово ведущаяся документация — необходимое условие успешной работы спортивной школы. Основные документы в ДЮСШ и СДЮШОР:

1. Перспективный план на 4 года и годовой план, утвержденные вышестоящими организациями.

2. Квартальный план работы, куда входят разделы:

организационная, учебная, спортивно-массовая, воспитательная работа; поурочные тренировочные программы для каждого года обучения и учебных групп; повышение квалификации; медицинское обслуживание учащихся;

работа с родителями и организациями (общеобразовательной школы, ПТУ и т.д.) в районе, городе; финансовохозяйственная деятельность.

3. Поурочная программа по волейболу, учебные планы, годовые графики поурочного изучения материала на каждый год обучения и на каждую учебную группу, поурочные планы (конспекты занятий), план воспитательной работы.

4. Перечень требований и нормативов по видам подготовки на каждый год обучения (приемные, переводные, выпускные), графики проведения испытаний по ним. Протоколы соревнований и итоговые учебные документы по каждой группе, возрасту и полу.

5. Индивидуальные планы на каждого учащегося 4-го и 5-го годов обучения в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования (высшего спортивного мастерства).

7. Журналы учета работы в учебной группе.

8. Книги учета разрядников и судей по волейболу, отчеты об участии в соревнованиях.

9. Папки входящей и исходящей документации.

10. Книги приказов, протоколы заседаний (педагогических и тренерских советов, выдачи документов).

11. Утвержденные приказом списки учащихся по отделению волейбола и группам, личные дела.

12. Личные дела работников школы.

13. Летопись школы (история), книга спортивных достижений воспитанников школы, школьная Книга почета.

14. Отчетные документы, которые ДЮСШ и СДЮШОР ежегодно представляют в организацию, в ведении которой находится школа.

При планировании учебно-тренировочного процесса важно установить последовательность изучения программного материала: применительно к способам отдельного технического приема или видам тактических действий (например, индивидуальные действия в нападении) и для всех способов и видов (отдельно для технической подготовки, отдельно для всей технико-тактической подготовки, т. е. для всех способов и видов технической и тактической подготовки в динамике учебно-тренировочного процесса).

В решении вопросов планирования тренировочного процесса первостепенное значение имеет поурочная программа*. Она содержит материал по основным разделам для каждого года обучения. Распределено время по всем разделам подготовки по годам обучения, в каждом годичном цикле — по периодам и этапам, в отдельных периодах и этапах — по микроциклам, в микроциклах — по отдельным занятиям.

На основании информации, содержащейся в программе, составляется развернутый годовой план-график. В первую часть графика по вертикали вписывают содержание программного материала. По горизонтали откладывают количество тренировочных занятий для данного года обучения. После этого устанавливают последовательность изучения на тренировочных занятиях конкретного материала по технико-тактической подготовке (согласно программе). Эти материалы составляют основу годового графика. Затем распределяют время на изучение отдельных разделов. Необходимые для этого сведения даны в поурочной программе. Пользуясь программой, тренер имеет возможность распланировать учебно-тренировочный процесс на весь период многолетней подготовки юных волейболистов.

Следует отметить, что после выхода в свет поурочной

* Волейбол. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (группы начальной подготовки — 1982, учебнотренировочные группы — 1983, группы спортивного совершенствования—1985 гг. издания).

программы претерпели изменения тренировочные режимы и наполняемость учебных групп (см. табл. 1), увеличилась годовая тренировочная нагрузка (примерно на 100— 200 часов).

В пособии материал дается с ориентацией на программу, так как общие тенденции остаются те же. Количество часов в годичном цикле можно привести в соответствие с новыми режимами.

Содержание и направленность работы по формированию личности юного спортсмена, морально-волевой подготовки диктуются целями коммунистического воспитания и подготовки спортсменов, способных показывать высокие спортивные достижения на мировой арене. На этой основе формулируют задачи, подбирают формы, средства и методы воспитательной работы с учетом возраста юных волейболистов, этапа многолетней подготовки, периода и этапа в годичном цикле на основе организационной специфики тренировки юных волейболистов.

Основные слагаемые успешной воспитательной работы — высокое качество учебно-тренировочного процесса, профессиональное мастерство тренера, его моральные качества, умение эффективно использовать возможности коллектива, специфику игровых видов спорта, силу положительного примера, а также систематическое использование средств идеологического воздействия — печати, радио, телевидения, разнообразных форм политического самообразования. Самой распространенной и действенной формой в работе с юными спортсменами являются беседы на этические темы. На учебно-тренировочных сборах и соревнованиях ежедневно проводятся политинформации при активном участии юных спортсменов (события в стране, за рубежом, спортивные новости) на протяжении всего года, особенно в школах-интернатах спортивного профиля.

Важное место занимает воспитание на традициях. Большую роль играют здесь рассказы о выдающихся спортсменах, в частности выпускниках данного коллектива, встречи с известными спортсменами, тренерами, показательные выступления известных спортсменов, совместные тренировки и т. п.

Должно войти в практику систематическое использование различных форм трудового воспитания: в спортивном коллективе, в период лагерного сбора, по месту работы или учебы, по месту жительства.

Решение воспитательных задач во многом зависит от умения тренера использовать убеждения, поощрения и наказания, обсуждения в коллективе — в команде, спортивной школе, по месту учебы.

Особое внимание надо уделять воспитательной работе в процессе подготовки к соревнованиям и участия в них. Здесь большую роль играет тренер и коллектив, особенно в выработке правильного отношения юных спортсменов к победам, поражениям.

Планы воспитательной работы должны быть обязательным документом и отражать полно, с учетом возможностей спортивного коллектива, возраста и уровня подготовленности юных спортсменов все ее формы. Составляют годовой план воспитательной работы, календарный план (на месяц), план работы тренера.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для всех групп звуков в картинках

Большое значение имеют учет воспитательной работы и оценка ее эффективности как составные части комплексного контроля в спортивной школе.

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, НОРМАТИВЫ И ОЦЕНКА МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РОЛЬ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ

Эффективность функционирования системы многолетней подготовки спортивных резервов во многом зависит от управления — процесса, направленного на достижение определенных целей. По степени достижения цели судят о качестве управления. Цель управления процессом подготовки волейболистов может быть определена как конечное состояние системы многолетней подготовки в виде набора количественных модельных показателей, характеризующих уровень подготовленности спортсменов, который надо обеспечить на данной стадии управления.

Для эффективного управления используют «модель спортсмена» и «модель команды». Модельные характеристики спортсменов разрабатывают, опираясь на специфику спортивной деятельности волейболистов. Задача

состоит в том, чтобы выделить существенные факторы, способствующие достижению высоких результатов. Оценка этих факторов в количественных показателях у сильнейших игроков с учетом вероятного развития волейбола в будущем ложится в основу «модели будущего», или «модели сильнейшего волейболиста».

Не все факторы, следовательно и модельные характеристики, равнозначны. Первый уровень составляют данные соревновательной деятельности волейболистов на крупнейших соревнованиях. Они составляют «модель соревнования». Второй уровень образуют основные стороны спортивного мастерства, определяющие специальную физическую и технико-тактическую подготовленность. Третий уровень составляют психологические, функциональные и морфологические показатели. Между показателями на всех уровнях должна быть установлена логическая связь, для этого показатели должны быть достаточно информативными.

СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА И ОЦЕНКА МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

В построении модельных характеристик главную роль играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность.

В основе волейбола — игровая деятельность, которую можно рассматривать как регулируемую сознанием внутреннюю (психическую) и внешнюю (двигательную) активность спортсмена, направленную на достижение поставленной цели — победы над соперником,

Игровая деятельность приобретает характер соревновательной с момента вступления в противоборство двух соперничающих команд. Для игровой соревновательной деятельности характерны постоянно меняющиеся условия

— все действия отдельных игроков, звеньев игроков и команды в целом находятся под жестким контролем противника, старающегося разрушить защиту, атаку, навязать свой план игры, одержать победу. Этим объясняется сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно меняющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения

обстановки и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно выполнять его. При скоростной игре степень сложности и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.

Коллективный характер действий игроков команды диктует требования к их организации. Игровая организация определяется способами объединения игроков в единый коллектив:

— основные роли игроков и их функциональные обязанности;

— способы взаимодействия между игроками команды в процессе выполнения игровых ролей на соревнованиях;

— руководство и управление в команде в процессе игры (отношения «руководство — подчинение» и «управление — исполнение»);

— основные информационные каналы, которые существуют между игроками в процессе игры (с учетом отношений «руководство — подчинение» и «управление — исполнение»);

— взаимоотношения в команде во время игры. Таким образом, результат соревнований определяют действия команды в целом в процессе противоборства, точнее — взаимодействия игроков. Следовательно, индивидуальное владение техникой, тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Необходимы также отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве технических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч). В одном соревновании спортсменам приходится принимать участие в нескольких встречах, причем каждая встреча довольно продолжительна. И на всем протяжении игры, находясь в непрерывном

противоборстве с противником, каждый игрок должен действовать, не снижая эффективности действий, оптимально выполняя свою игровую роль. В годичном цикле спортсмены команд высших разрядов прово-

дят до 80—90 игр, при этом приходится встречаться с разным по техническим, тактическим, физическим характеристикам, по манере игры и т. д. противником.

Не менее важно в подготовке волейболистов и то, что для игрока противопоказаны жесткие стандартные навыки

— ведь игровые ситуации никогда в точности не повторяются.

Физические способности обеспечивают эффективность и надежность технико-тактических действий в соревновательной обстановке. Прежде всего это скоростно-силовые качества, различные проявления быстроты, ловкости, специальной выносливости. От уровня развития специальных физических качеств зависит качество овладения техникой и тактикой в учебно-тренировочном процессе и надежность действий в соревнованиях.

Функциональные возможности и морфологические признаки оказывают влияние на эффективность соревновательной игровой деятельности.

Психические качества и свойства личности, морально-волевые качества существенным образом «задействованы» в структуре соревновательной деятельности.

Таким образом, мы можем определить круг основных факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности:

— арсенал технических приемов;

— арсенал тактических действий;

— умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия;

— эффективлость игровых действий (выигрыш, ошибки);

—мастерство выполнения игровой функции;

— активность в игре («агрессивность», творчество) с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

— уровень развития специальных качеств и способностей;

— морфологические признаки (в первую очередь длина тела);

— возраст и спортивный стаж;

— морально-волевые качества, интеллектуальная подготовка;

— средства и методы тренировки с учетом возраста, пола и подготовленности спортсменов;

— оптимальное соотношение времени на виды подготовки в многолетнем и годичных циклах;

— динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетнем и годичных циклах;

— способности к восстановлению после больших физических нагрузок и психических напряжений, восстановительные мероприятия в процессе тренировки и соревнований;

В волейболе каждый игрок должен «работать на команду в целом», работать на достижение цели, поставленной перед ней. Без такой настройки каждого игрока немыслима достаточно сильная команда. Результаты соревнований являются пока единственным критерием оценки уровня мастерства волейболистов и качества работы тренеров команд.

Отождествление результатов соревнований — занятого командой места с уровнем спортивного мастерства приводит к целому ряду отрицательных явлений в системе подготовки спортсменов, и особенно резервов. Оно скрывает качественную сторону подготовки и фактически ничего не говорит о действительном уровне подготовленности игроков.

В работе с юными волейболистами это приводит к тому, что оценка деятельности тренера в настоящем никак не связана с главным результатом его работы — воспитанием спортсменов, по уровню подготовленности соответствующих тем требованиям, которые предъявляются к игрокам команд высших разрядов. Поэтому весь смысл своей работы тренер юных спортсменов видит только в том, чтобы наилучшим образом подготовиться и выступить в ближайших соревнованиях.

К тому же далеко не все юные спортсмены имеют возможность участвовать в соревнованиях, а в каждом соревновании только три призовых места. Нетрудно сделать вывод: сложившаяся традиционная система оценки не служит стимулом для активной, творческой работы большинства тренеров.

В основу оценки должны быть положены модельные характеристики, рассчитанные на весь многолетний период подготовки. Без таких характеристик, четко выраженных в количественных величинах, процесс подготовки спортсменов малоуправляем, тогда основные функции управления — планирование и контроль — не эффективны.

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НОРМАТИВЫ

Модельные характеристики волейболистов разрабатывают на основе специфики спортивной игровой деятельности и факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Наряду с индивидуальнокомандными моделями разрабатывают функциональные модели педагогического воздействия — тренировочные программы, средства и методы, призванные обеспечить достижение соответствующих модельных характеристик к установленному времени.

На основании прогнозирования уровня спортивного мастерства и модельных характеристик сильнейших волейболистов разрабатывают модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь период многолетней подготовки. Модельные характеристики должны иметь четкие количественные показатели по основным параметрам, прежде всего соревновательной и тренировочной деятельности (по уровню подготовленности).

Показатели соревновательной деятельности:

1. Результаты соревнований с учетом их масштаба, количество побед над соперниками.

2. Прием подачи: качественный прием, некачественный, ошибки при приеме.

3. Подача: выигрыш очка, затрудненный прием, мяч введен просто в игру, ошибки при подаче (потеря).

4. Нападение: выигрыш мяча (очка, подачи), мяч остался в игре, проигрыш мяча (очка, подачи), эффективность.

5. Блокирование: выигрыш мяча (очка, подачи), касание мяча (мяч на своей стороне или на стороне противника), прыжок без касания, проигрыш мяча (очка, подачи).

Читайте также:  Комплекс утренней гимнастики на тему профессии

6. Защита: мяч сохранен в игре (с атакой, без атаки), мяч проигран.

7. Эффективность игры связующих игроков — вторая передача на удар без блока, на один блок, на два (три) блока, качество второй передачи, направление. Комплектование команды по игровым функциям волейболистов.

Показатели уровня подготовленности:

1. Тактическая подготовка: объем тактических действий — индивидуальных, групповых и командных в напа20

дении и защите, качество освоения, применяемость их в игре, эффективность — с учетом игровых функций.

2. Техническая подготовка: объем, разнообразие, качество освоения, применяемость в игре, эффективность.

3. Физическая подготовка: уровень развития физических качеств, имеющих преимущественное значение для эффективности соревновательной деятельности и овладения навыками игры.

4. Морально-волевая (психологическая) подготовка:

свойства личности, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества.

5. Теоретическая подготовка: уровень специальных знаний.

6. Интегральная подготовка: объем технико-тактических действий, применяемых в игре, упражнения на переключение в действиях, эффективность игровых действий.

В круг модельных характеристик входят также следующие показатели:

1. Морфологические признаки (рост, длина конечностей, стопы, кисти, вес тела, состав тела).

2. Функциональные возможности: состояние зрительного и двигательного анализаторов, центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы.

3. Возрастная градация спортсменов: начальный возраст занятий волейболом, возраст достижения высших результатов, .возраст на отдельных этапах многолетней подготовки спортивных резервов.

4. Стаж занятий волейболом: «индивидуальный», «командный».

В комплексе модельных требований можно выделить два главных компонента: показатели, отражающие уровень подготовленности, достигнутые в процессе тренировок (тренировочный), и показатели, отражающие уровень, достигнутый в процессе соревнований (соревновательный).

Кроме тренировочного и соревновательного компонентов оценки учитывается, в какой спортивный коллектив — команду высшего разряда — включен воспитанник юношеского коллектива: сборная команда, клубная команда высшей лиги, первой группы страны, класса «А» республики. При этом принимается во внимание время — в период обучения или после его окончания.

Значение каждой из этих составных частей различно на этапах многолетней подготовки.. На первом этапе (10— 12 и 13—14 лет) первостепенное значение имеют показатели тренировочной деятельности; на втором (15—17 лет)

— показатели тренировочного уровня, однако учитываются и показатели соревновательной деятельности; на третьем этапе (18—20 лет) при оптимальном тренировочном уровне ведущее значение приобретают показатели соревновательной деятельности и данные о включении юных спортсменов в команды высших разрядов.

По каждому параметру модельных требований определяется количество баллов за выполнение исходного норматива. Сумма всех показателей составляет общий показатель, который должен быть достигнут волейболистом. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На основе комплексных оценок всех показателей устанавливают интегральный уровень оценки спортивного мастерства.

Уровень технической подготовленности

Техническую подготовленность юных волейболистов оценивают по двум показателям: первый — арсенал технических приемов и способов их выполнения, включенных в программу для соответствующего возраста, и второй — результаты выполнения контрольных испытаний по технической подготовке.

Приемы игры в нападении и защите 11 лет: перемещения; стойки (1) —основная, низкая;

передвижение приставными шагами (2); остановка шагом (3); сочетание перемещения и остановки (4); передачи — сверху двумя руками: в стену (5) на месте и в движении приставными шагами вправо, влево; над собой на месте, в парах на месте и в движении (6); отбивание мяча кулаком в прыжке у сетки (7);

подачи — нижняя прямая в пределы площадки, в правую и левую половину (8);

нападающий удар — прямой удар с разбега по мячу в держателе или на резиновых амортизаторах (9); прием мяча — сверху двумя руками: брошенного через сетку (расстояние 4—6 м), от нижней прямой подачи

(10); снизу двумя руками в стену многократно, от нижней подачи (11); блокирование — одиночное (задержание мячей из поролона ластами, надетыми на кисти рук (12).

12 лет: перемещения; сочетание способов перемещений и остановок (1); перекаты, падения на месте и после перемещения (2);

передачи — сверху двумя руками: встречная передача, расстояние 4—5 м (3), через сетку в заданную зону (4), стоя спиной по направлению в тройках (5), в прыжке вперед-вверх (6); отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки (7);

подачи—нижняя прямая в заданную зону (8); верхняя прямая в пределы площадки (9); нападающий удар — прямой удар по ходу (10) из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3 (девочки — с подбрасывания

мяча партнером); прием мяча — сверху двумя руками: мяча, брошенного через сетку с расстояния 8—10 м (11), нижней подачи с

последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (12); снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2; подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в

блокирование —одиночное (14) прямого удара по ходу из зон 4 и 2 (стоя на подставке, удар выполняется по подброшенному партнером мячу).

13 лет: перемещения — прыжки, падения — на месте и после перемещения (1); сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков (2);

передачи — сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий (3); стоя спиной у сетки (4); в прыжке — через сетку (5);

с последующим падением назад и перекатом на спину (6); из зоны нападения через сетку на заднюю линию (7); подачи—нижняя в заданную зону (8); верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину

площадки (9); верхняя боковая подача мяча в держателе (10); нападающие удары — прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и сред23

-них по расстоянию передач (11), из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки (12), слабейшей рукой из зон 2 и 4 (13) с переводом вправо с поворотом туловища вправо (14) из зоны 2 (по мячу в держателе); прием мяча — сверху двумя руками: передача с расстояния 8—10 м через сетку, нижней подачи (15), с пос-

ледующим падением и перекатом — от передачи, удара одной рукой стоя, передачи в прыжке через сетку (16); снизу двумя руками: верхней прямой подачи (17), нападающего удара (стоя

на подставке), передачи в прыжке через сетку, от сетки (18); снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер (19);

блокирование — одиночное ударов из зон 4 и 2 в зоны 5 и 1 соответственно с высоких и низких передач, из зоны

14 лет: перемещения — передвижение на максимальной скорости и чередование способов (1), сочетание с остановками, падениями, имитацией приемов игры в нападении и защите (2);

передачи — сверху двумя руками: стоя лицом и спиной (в соседних зонах) у сетки и из глубины площадки для удара (3), с последующим падением и перекатом на спину, мяч послать в заданную зону (4), в прыжке:

вперед-вверх параллельно сетке и через сетку на точность (5), вверх-назад из зоны 3 в зону 2 (6); подачи—верхняя прямая на точность (7); верхняя боковая в пределы площадки (8); нападающие удары — прямой по ходу: из зон 4 и 2 с высоких и средних по высоте и длинных по расстоянию

передач, с 1—2 м от сетки, с передачи за голову, слабейшей рукой (10); с переводом вправо с поворотом туловища вправо из зоны 2 с передачи за голову из зоны 3 (11); с переводом влево с поворотом туловища влево из зоны 3 с передачи из зоны 2 (12); нападающий удар (13) при противодействии блокирующих (блокирование стоя на подставке пассивное); имитация нападающего удара в разбеге и передача через сетку в прыжке (14);

прием мяча — сверху двумя руками, снизу двумя и одной рукой в опорном положении и с последующим падением: от подачи (15), передачи в прыжке (16), нападающего удара с подставки (17), мяча, отраженного сеткой

блокирование — одиночное прямых ударов, ударов с переводом (направление известно) в зонах 4, 2, 3 (19); групповое блокирование ударов из зон 4 и 2 по диагонали с высоких и средних передач (20).

15 лет: перемещения—сочетания перемещений, прыжков, падений с техническими приемами в нападении и защите (1);

передачи — сверху двумя руками: различные по высоте и расстоянию (сочетания) на месте и после перемещений и остановки (2), с последующим падением (3), спиной после перемещения (4) у сетки и из глубины площадки (4—6 м), в прыжке (5) после имитации нападающего удара в зонах 2—3, 3—2 (4);

Источник статьи: http://studfile.net/preview/2466012/


Adblock
detector